Факт заключения договора перевозки груза подтверждается

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Факт заключения договора перевозки груза подтверждается". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

ВС РФ разъяснит, какие нормы применяются к возникающим на основании договоров перевозки и транспортной экспедиции отношениям

Jones18051959 / Depositphotos.com

Обобщение судебной практики по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции, позволило Верховному Суду Российской Федерации сформировать ряд правовых позиций, касающихся, в частности, ответственности сторон: перевозчиков – за утрату, недостачу или повреждение порчу груза, грузоотправителей – за искажение сведений о грузе, экспедитора – за неисполнение договора и др. (обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 декабря 2017 г.). Расширить эти позиции и в принципе разъяснить особенности регулирования соответствующих отношений призван рассмотренный на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ проект Постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

ВС РФ обращает внимание на то, что, помимо норм Гражданского кодекса, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок), на отношения, которые возникают из договоров перевозки и транспортной экспедиции, заключенных для не связанных с предпринимательской деятельностью целей, распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей). Кроме того, перевозчики – организации и ИП, которые осуществляют как коммерческие перевозки, так и транспортировку людей и материальных объектов для собственных нужд без заключения договоров перевозки, должны выполнять обязанности, установленные для эксплуатирующих транспортные средства лиц (в частности – ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Также в Проекте отмечается, что если транспортировка пассажира и его багажа выполняется лицом, для которого перевозка является основным видом деятельности, к соответствующему договору применяются положения о публичном договоре и договоре присоединения (ст. 426 и ст. 428 ГК РФ).

Важное разъяснение касается порядка подтверждения факта заключения договора перевозки пассажира и багажа – прямо указано, что в случае отсутствия, в том числе в связи с потерей, или неправильного оформления билета или багажной квитанции наличие договорных отношений между сторонами можно подтвердить другими доказательствами, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности (п. 1 ст. 793 ГК РФ). Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке, подчеркивает ВС РФ. Так, например, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира во время перевозки с использованием арендованного транспортного средства ответственность должен нести именно перевозчик, а не владелец ТС, поясняет суд.

Для составления искового заявления о взыскании провозной платы за грузоперевозки автомобильным транспортом или взыскании стоимости недостающего груза воспользуйтесь сервисом «Конструктор правовых документов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Особое внимание предлагается обратить на тот факт, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение багажа вне зависимости от наличия его вины в этом. Таким образом, по мнению Суда, причиненный действиями третьих лиц вред (в ДТП по их вине или при хищении багажа) возмещается перевозчиком. От обязанности по возмещению ущерба он освобождается, только когда повреждение или утрата багажа произошли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Поскольку возмещение ущерба при недостаче или утрате багажа невозможно без определения его стоимости, ВС РФ счел нужным уточнить, что при отсутствии сведений о документальной стоимости багажа – указанной в договоре или счете продавца товара – следует использовать среднюю рыночную цену соответствующих товаров в месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или день принятия судебного решения. Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте. В этом случае суд определяет сумму возмещения исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 5 ст. 393 ГК РФ).

При этом важно помнить, что перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа по причине ненадлежащей его упаковки – за исключением случаев, когда обязался самостоятельно упаковать багаж или знал о недостатках упаковки в момент принятия товара, но не указал это в провозных документах, – так как обязанность по надлежащей подготовке багажа к перевозке с целью обеспечить его сохранность лежит на пассажире (п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава, п. 63 и п. 74 Правил перевозок). Тем не менее перевозчик должен доказать, что багаж был утрачен или поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, отмечает ВС РФ.

Также предполагается указать судам, что при удовлетворения требований пассажира, основанных на законодательстве о защите прав потребителей, они обязаны поставить вопрос о взыскании с перевозчика штрафа, предусмотренного за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей), вне зависимости от того, ходатайствовал об этом сам пассажир или нет.

Крайне важным является разъяснение о возможности привлечения к ответственности за вред, причиненный в процессе перевозки, агрегаторов такси и иных лиц, осуществляющих поиск клиентов для заключения договоров перевозки пассажиров и багажа. Агрегатор, по мнению Суда, должен отвечать перед пассажиром в случае, когда заключил договор от своего имени, а также если у пассажира на основании содержания рекламы, информации на сайте агрегатора или переписки с ним сложилось мнение, что он заключает договор именно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником или привлеченным для исполнения обязательств по перевозке третьим лицом.

Читайте так же:  Оформление наследства по завещанию

Отдельный раздел Проекта посвящен пояснениям ВС РФ о надлежащем применении норм, регулирующих перевозку грузов. Определено, в частности, как разграничить договор перевозки груза и иные договоры, предполагающие транспортировку каких-либо материальных объектов. Если основная обязанность одной из сторон договора заключается не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза, в частности – о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику, считает Суд. В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства.

ВС РФ напоминает, что за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. При этом бремя доказывания того факта, что груз поврежден или утрачен именно вследствие ненадлежащей упаковки лежит на перевозчике.

В остальных случаях за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до момента выдачи грузополучателю отвечает перевозчик, даже если утрата или повреждения груза произошли вследствие, например, случайного возгорания транспортного средства, аварии не по вине перевозчика или противоправных действий третьих лиц, в частности кражи груза, отмечает ВС РФ. Однако не стоит забывать о законодательно установленных основаниях для освобождения перевозчика от ответственности (ст. 36 Устава).

Особым образом оговаривается в Проекте право грузоотправителя, являющегося продавцом товара, требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку доставки груза, в размер которых может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Когда перевозка груза осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, за его утрату, недостачу или повреждение по причине ненадлежащей упаковки отвечает экспедитор, поскольку на нем лежит обязанность проверять представленную клиентом информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»; далее – закон о транспортно-экспедиционной деятельности), подчеркивается в Проекте. А при распределении между экспедитором и перевозчиком ответственности за утрату или повреждение груза вследствие иных причин определяющее значение имеет содержание обязательств экспедитора. Если в соответствии с договором он обязан лишь выполнять определенные функции грузоотправителя, например подготавливать необходимые для перевозки документы или осуществлять расчеты с перевозчиком, такая ответственность на него не может быть возложена, отмечает Суд. Если же экспедитор обязуется фактически осуществить перевозку или гарантировать сохранную доставку груза, он отвечает за утрату или повреждение груза (ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Предъявление грузоотправителем иска о возмещении реального ущерба к перевозчику не исключает возможности заявления аналогичных требований к экспедитору, если согласно договору он также должен был обеспечить сохранность груза, считает ВС РФ. В этом случае должны применяться нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ), что исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.

Если экспедитор заключает договор от своего имени, именно он вправе предъявлять перевозчику требования о возмещении причиненного частичной или полной утратой либо порчей груза ущерба. Причем не имеет значения, кто является собственником груза и возместил ли экспедитор клиенту соответствующий ущерб, – перевозчик обязан исполнить его требования, указано в Проекте. При этом оговаривается обязанность экспедитора уступить клиенту по его требованию права по договору перевозки с целью возмещения убытков перевозчиком, а также переход к клиенту прав и обязанностей экспедитора в случае его банкротства – по аналогии с уступкой требования и переходом прав по договору комиссии (п. 2 ст. 993, абз. 6 ст. 1002 ГК РФ).

Оплачивается перевозка заключившим договор лицом, поэтому в случае его заключения экспедитором фактический перевозчик не вправе требовать оплаты от грузоотправителя, даже того, который по указанию экспедитора подписал транспортную накладную, подчеркивает Суд.

В заключительном блоке разъяснений рассматриваются вопросы о применении к спорам, связанным с перевозкой и транспортно-экспедиционным обслуживанием, сроков исковой давности и порядке рассмотрения претензий. В частности, поясняется, что срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения убытков клиенту и начинает течь со дня выдачи груза (в случае его недостачи или повреждения) либо со дня признания груза утраченным.

Также отмечается, что перевозчик, не ответивший на предъявленную претензию в течение 30 дней с момента ее получения (ч. 1 ст. 40 Устава), не сможет ссылаться на несоблюдение обязательного претензионного порядка истцом в связи с ненадлежащим оформлением претензии.

Кроме того, Суд напоминает, что на период соблюдения претензионного порядка исковая давность по соответствующему требованию приостанавливается.

Стоит отметить, что и судейское, и научное сообщество в целом поддержали Проект, предложив внести в него ряд поправок. Так, например, включение в один пункт разъяснений о недопустимости взимания платы за оформление билетов и праве агента получать вознаграждение за свои услуги, если договор перевозки пассажира и багажа заключается через него, может быть истолковано как возможность включения в это вознаграждение платы за оформление билетов, полагает заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов. Кроме того, Минюст России предлагает скорректировать по существу положения проекта об ответственности перевозчика за утрату багажа – ограничив ее только случаями причинения вреда вследствие грубой неосторожности (например, когда водитель не закрыл багажное отделение, в том числе во время остановки в пути, что привело к хищению багажа).

Таким образом, не исключается внесение в Проект точечных правок в ходе его доработки редакционной комиссией.

Читайте так же:  Формы выписок из единого государственного реестра недвижимости

Чем подтверждается заключение договора перевозки груза?

С какого момента договор перевозки грузов считается заключенным

Договор перевозки груза представляет собой один из видов договора перевозки, объектом транспортировки которого выступают товары, вещи и др. имущество — груз.

Общие правила перевозки регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и специальными законами — в части особенностей перевозки конкретным типом транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ (далее — ВК РФ), законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ и др.

Сторонами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик — лицо, осуществляющее транспортировку груза, в установленных случаях имеющее специальную лицензию на перевозку;
  • отправитель груза — лицо, передающее имущество перевозчику и оплачивающее его услуги.

Как правило, договор перевозки грузов считается заключенным с момента получения перевозчиком заказа (погрузки имущества) и оформления сопутствующих транспортных документов, например при автомобильной перевозке (п. 6 правил перевозок груза автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Исключением является перевозка груза морским или воздушным транспортом с арендой целого судна или его части (чартер). Такой договор признается заключенным после согласования сторонами всех существенных условий перевозки.

Подробнее о существенных условиях договора перевозки груза рассказывается в статье Договор перевозки груза — существенные условия, образец.

Чем подтверждается факт заключения договора перевозки груза, чем удостоверяется заключение договора перевозки вещей с пассажиром

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается перевозочными документами согласно транспортному законодательству. К таким документам относятся:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Транспортная накладная используется на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте. Накладная, равно как и остальные перевозочные документы, выражает письменную форму договора перевозки груза и включает все его необходимые условия.

Как правило, накладная содержит следующие сведения:

  • адрес отправки и доставки груза;
  • данные об отправителе и получателе груза;
  • информацию о перевозимом имуществе: наименование, количество, массу и др.;
  • сведения о документах, которые являются приложениями к накладной (сертификатах и пр.);
  • информацию о ходе перевозки груза и др. сведения.

Если груз следует не самостоятельно, а с пассажиром в пассажирском или почтово-багажном поезде, такому грузу присваивается один из следующих статусов:

  • ручная кладь (ее параметры установлены п. 37 правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, далее — правила № 111), которая вносится в поезд по билету пассажира;
  • багаж (параметры см. в п. 129 правил № 111), на который оформляется багажная квитанция.

Материальные ценности, следующие в пассажирских или почтово-багажных вагонах, но не связанные с пассажирским билетом, именуются грузобагажом. Таковой принимается к перевозке по письменному заявлению отправителя. Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец) .

[3]

При каких случаях договор перевозки оформляется с помощью коносамента

Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при внутренних и международных перевозках морским видом транспорта.

Коносамент, будучи по своей правовой природе ценной бумагой, имеет стандартную форму, установленную международной практикой. Порядок оформления и выдачи коносамента регулируется следующими документами:

  • ГК РФ;
  • Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ);
  • Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, от 25.08.1924;
  • Конвенцией ООН о морской перевозке грузов от 30.03.1978;
  • Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс).

Коносамент содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, портах погрузки и выгрузки, перевозимом имуществе, времени и месте оформления документа и другие данные.

ВАЖНО! При возникновении у перевозчика убытков вследствие некорректности указанных в коносаменте сведений отправитель груза обязан их возместить (п. 2 ст. 142 КТМ РФ).

Выделяются следующие виды коносамента:

  • именной (на конкретного получателя);
  • ордерный (по приказу отправителя или получателя);
  • предъявительский (который в простой форме вручается отправителю).

Таким образом, заключение договора перевозки подтверждается перевозочными документами (транспортная накладная, коносамент). Помимо удостоверительной функции, данные документы также позволяют их владельцу распоряжаться транспортируемым грузом.

Заключение договора перевозки грузов (статья)

Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза товарно-транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК). Указанное положение ГК применимо ко всем видам транспорта и конкретизируется в ст.47 УАТ, где указывается, что «грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. ».

Думается, что ст.47 УАТ необходимо изложить в следующей редакции: «Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является доказательством заключения договора. По требованию грузоотправителя перевозчик должен выдать последнему товарно-распределительный документ (погрузочную накладную), который должен содержать: места и даты выдачи; наименование и место нахождения перевозчика; наименование отправителя; имя того, кому или по чьему приказу должен быть выдан груз; таковым считается отправитель, если погрузочная накладная выдана только «по приказу»; место выдачи; обозначение груза по свойствам, количеству и отличительным приказом; определение стоимости перевозки и. связанных с грузом наложенных платежей, а в случае предварительной оплаты — отметку о предварительной оплате.

Погрузочная накладная должна быть подписана перевозчиком. Грузоотправитель вручает перевозчику по его требованию одну из подписанных им копий погрузочной накладной. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в товарно-транспортной накладной или погрузочной накладной. Автотранспортные предприятия и организации обязаны проверять правильность этих сведений.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания. При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером. Порядок составления акта замера или акта взвешивания, а также порядок приема и сдачи грузов нетоварного характера устанавливаются Правилами. Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в его распоряжении за вычетом времени обеденного перерыва водителя. Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, погрузочной накладной, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта».

Читайте так же:  Порядок вступления в наследство на квартиру по завещанию

Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которому производится списание груза отправителем и оприходование его грузополучателем.

Подписанная и заполненная грузоотправителем и автотранспортным предприятием накладная является письменной формой договора автомобильной перевозки конкретного груза. Наличие подписанной и заполненной сторонами товарно-транспортной накладной доказывает факт заключения договора перевозки. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит также сведения об исполнении договора перевозки.

Поскольку товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, то прием груза по каким-либо иным документам, в том числе, по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя, не допускается. Если грузоотправитель как поставщик по договору поставки выдает какие-либо документы, определяющие качество груза (сертификаты, удостоверения и пр.), то шофер обязан принять их и передать вместе с грузом получателю. Однако грузоотправитель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.

По товарно-транспортным накладным перевозятся только грузы товарного характера. Эти грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными, к перевозке не принимаются.

По общему правилу товарно-транспортная накладная (далее — накладная) заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. В накладной грузоотправителем указываются: пункт отправления и пункт назначения, точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес, знаки отправителя (отличительные знаки, отмеченные грузоотправителем на грузовых местах), количество мест, наименование груза, способ определения массы груза, а также приложение (паспорта, сертификаты), указывается количество отпущенного груза, указывается, кто произвел груз, указываются лица, принявшие груз к перевозке, принявшие и получившие груз.

Большинство ученых отмечает, что накладная является грузо-сопроводительным документом. Обращаясь к правовой природе товарораспорядительных бумаг, следует отметить, что в современной юридической литературе Швейцарии и ФРГ существует концепция природы товарно-распорядительных бумаг, согласно которой «. находят товарораспорядительную бумагу носителем двоякого по содержанию права: обязательно-правового и вещно-правового. Из-за этого товарораспорядительный документ при квалификации ценных бумаг ставится в ряд документов смешанной формы».

Ранее по этому вопросу М.М.Агарков также указывал: «Распорядительные бумаги, являясь носителями как обязательственных, так и вещных правомочий, в еще большей степени, чем остальные ценные бумаги, являются институтом, практически стирающим грань между вещным и обязательственным правом».

Однако дореволюционные цивилисты (Н.О.Нерсесов, П.П.Цитович) и российские цивилисты (М.М.Агарков, Д.В.Мурзин) отмечали вещный характер прав, закрепленных в указанных бумагах. А.С.Кокин также считает, что «приравнивание» передачи товарораспорядительной бумаги к передаче самой вещи означает, что такая бумага «является носителем двоякого по содержанию права — обязательственно-правового и вещно-правового».

Позже несколько скорректированную позицию по последнему выводу А.С.Кокина выразил В.А.Белов, который считает, «. что не может существовать право, которое являлось бы одновременно и вещным и обязательственным». Говорить же о «преобладании» обязательственно-правовых или вещно-правовых отношений нам представляется несерьезным. Поэтому было бы правильнее вести речь о том, что содержание товарораспорядительной бумаги, как и всякой, впрочем, ценной бумаги, составляет обязательственное право требования выдачи груза. И воспользоваться им можно как правом из любой иной ценной бумаги, либо осуществив его, либо передав (уступив) третьему лицу возможность реализовать потребительскую или меновую стоимость данного права. С нашей точки зрения, позиция указанного ученого является малоубедительной и не колеблет содержание выводов А.С.Кокина. Примечательно также и то, что Редакционная комиссия по составлению Проекта ГУ также указывала на вещный характер прав, закрепленных товарораспорядительными бумагами. Подводя итог нашему рассуждению, мы можем утверждать, что концепция зарубежных цивилистов и А.С.Кокина о смешанном содержании товарораспорядительных бумаг является более аргументированной, а потому заслуживающей поддержки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим правовое значение указанных документов. В науке существуют различные суждения по правовой природе накладной. Так, А.Г.Гусаков писал: «Она облекается в форму письменного документа, и письменная форма сообщает договору строго формальный характер, так как она, по крайней мере, в системе нашего права, исполняет функцию единственного доказательства, исключающего возможность обращаться к другим доказательствам по вопросу о факте заключения договора. Для характеристики договора железнодорожной перевозки недостаточно сказать, что договор этот формальный — его следует назвать формулярным». Аналогичную позицию высказал ранее П.П.Цитович. Указанная специфика накладной позволила сделать вывод большинству дореволюционных, советских и российских ученых, что накладная представляет собой письменную форму этого договора.

Особую позицию по этому вопросу имел русский ученый К.Победоносцев, который писал, что договор перевозки не имеет обязательной формы, а коносамент и квитанции являются препроводительными документами.

По мнению П.Крауза, накладная не может считаться формой договора перевозки вследствие того, что согласно уставу, содержащиеся в ней данные подлежат проверке со стороны железной дороги и, таким образом, не могут рассматриваться в качестве условий договора перевозки.

А.Д.Кейлин указывает, что договор перевозки «оформляется» посредством накладной.

По мнению М.М.Агаркова, накладная является обязательной формой односторонней сделки по предъявлению груза к перевозке, которую совершает отправитель груза.

Договор перевозки грузов — строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством. О.Н.Садиков также отмечает: «Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения».

Накладная является основным перевозочным документом. В нем отражаются данные, относящиеся к непосредственной отгрузке (партии поставки), исходя из особенностей перевозимого груза, требований к срокам его доставки и сохранности и т.п. Вместе с тем в отношениях по перевозкам договорному урегулированию подлежат не только сроки доставки и сохранность отдельной отправки.

Читайте так же:  Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей

В.В.Витрянский утверждает: «В силу п.1 ст.161 ГК такие сделки, как договор перевозки, должны заключаться в простой письменной форме. Поэтому заполнение грузоотправителем накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевозчиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя и выдача последнему квитанции о приеме груза, удостоверяющей данный факт, представляют собой действия сторон (грузоотправителя и перевозчика) по заключению договора перевозки груза, который имеет письменную форму (транспортная накладная) и вступает в силу, т.е. считается заключенным, с момента передачи груза отправителем перевозчику».

Стадии заключения договора перевозки груза не так ярко выражены, как в других договорах, что, однако не дает возможности сомневаться в наличии двух стадий: предложения и его принятия. Предложением заключить договор перевозки нужно считать предъявление к перевозке груза вместе с накладной. Принятие груза, удостоверяемое наложением на накладной календарного штемпеля места отправления и выдачей квитанции, фиксирует акцепт. Накладная — специальная форма договора перевозки, содержащая все условия данного конкретного договора.

Приведенное Хаскельбергом Б.Л. утверждение представляется нам непоследовательным. Во-первых, в данном случае и оферта, и акцепт как стадии заключения договора перевозки представляются в форме конклюдентных действий, что само по себе вызывает сомнения. Если в отношении акцепта это еще допустимо (в случаях, предусмотренных законодательством), то оферту, которая должна содержать все существенные условия договора, представить в форме конклюдентных действий невозможно. Во-вторых, договор, заключенный путем конклюдентных действий обеих сторон, не может иметь письменной формы, так как одно исключает другое. В-третьих, действия по предъявлению и принятию груза не могут содержать в себе никаких условий обязательства, их правовое предназначение, в особенности, действия перевозчика по принятию груза, определить момент заключения договора перевозки, поскольку указанный договор носит реальный характер.

Помимо основного доказательства заключения договора и его содержания накладная также является товаросопроводительным документом, поскольку следует вместе с грузом до станции назначения и затем выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости (п. 1.4. Правил заполнения перевозочных документов). Накладная также является и расчетным документом.

Исследуя правовое значение транспортной накладной, нельзя оставить без внимания то обстоятельство, что накладная может быть утрачена, повреждена, уничтожена и т.п. — этому аспекту уделяли внимание дореволюционные цивилисты и российские цивилисты. Вот что по этому аспекту писал Мурзин Д.В.: «Очевидно золотой середины в этом вопросе найти не удастся. Современное российское правосознание и законодательство твердо отрицает принцип невозможности восстановления прав по утраченной именной ценной бумаге как несовместимый с природой именной бумаги. При таком понимании отсутствие в Гражданском кодексе упоминания об амортизации именных бумаг воспринимается как указание на то, что закон вообще не считает нужным упоминать о какой-либо усложненной (судебной) процедуре в этой связи. Вопрос об утраченных бланках ценных бумаг является принципиальным для теории, постепенное внедрение процедуры амортизации ценной бумаги в какой-то степени означал отход от первоначальных жестких постулатов и диктовалось исключительно соображениями целесообразности и отходом от формального понимания ценной бумаги».

Значение документов для подтверждения факта договора перевозки груза

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Серегина О. Н. Значение документов для подтверждения факта договора перевозки груза [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 183-184. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10416/ (дата обращения: 24.11.2019).

Момент заключения договора перевозки груза наступает тогда, когда перевозчик, произведя приём к перевозке груженого подвижного состава, выдаёт грузоотправителю грузовую квитанциюпод роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Корешок дорожной ведомости остаётся на станции отправления. Отсутствие такого корешка, а также остальных документов может служить основанием к утверждению о том, что заключение договора перевозки не состоялось.Обоснованно отмечено В. В. Долинской, что соглашение о том, что договор применяется к отношениям между сторонами до заключения договора, не означает возникновения непосредственной обязанности у ответчика по их исполнению ранее заключения самого договора [1].

Итак, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. 14 ст. 2, п. 1 ст. 8 Устава, п. 2 ст. 785 ГК РФ).

О важности наличия документов, подтверждающих возникновение отношений в рамках договора перевозки, свидетельствует, например, Постановление ФАС ВВО от 09.06.2010 N А28–13909/2009–441/32, в котором указано, что при непредставлении доказательств заключения с перевозчиком договора перевозки груза по спорной отправке отсутствуют основания для взыскания стоимости утраченного при перевозке груза.

При этом заявка на перевозку не была принята к сведению по причине того, что она не была подписана транспортной организацией и не была принята ею к исполнению.

В то же время само по себе наличие товарной накладной не является единственным доказательством заключения данного договора.

Например, ФАС ДВО, рассматривая в Постановлении от 01.02.2010 N Ф03–8370/2009 подобный вопрос, обращал внимание и на содержание иных документов.

При рассмотрении споров, возникающих в отношении грузоперевозок, суды в первую очередь обращают внимание на наличие существенных условий договора перевозки, при отсутствии которых признают договор незаключенным, что снижает возможность добиться через суд исполнения контрагентом условий договора или взыскания неустойки [4].

Ввиду специфики взаимоотношений между сторонами договора перевозки груза проанализируем вопрос о существенных условиях данного договора на примере арбитражной практики.

Кроме того, ФАС УО в Постановлении от 21.10.2008 N Ф09–7693/08-С5 обратил внимание на отсутствие в договоре перевозки таких существенных условий, как наименование грузоотправителя, характер груза, его объем (вес), пункт назначения, грузополучатель. Аналогичный подход использовался в постановлениях ФАС МО от 20.11.2007 N КГ-А41/10536–07, ФАС ПО от 22.05.2007 N А65–11655/06.

Таким образом, из анализа судебной практики можно выделить условия, отражение которых в договоре перевозки груза позволит снизить риск признания его незаключенным:

Читайте так же:  Какие кружки можно оплачивать материнским капиталом

‒ наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;

‒ цена договора, порядок расчетов;

‒ характеристики предоставляемого транспорта;

‒ характеристики груза (вид, количество и т. п.);

‒ дата (сроки) перевозки;

‒ пункты отправления и назначения.

Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы. Отметим также, что подробное указание условий договора перевозки позволяет сторонам минимизировать возникновение споров между ними и также урегулировать возникающие разногласия, не прибегая к судебным разбирательствам [3].

Определяющим моментомпри заключении договора железнодорожной перевозки груза, по мнению В. М. Корякина, является неуплата провозных платежей и иных сборов (хотя фактически они вносятся одновременно со сдачей груза к перевозке), а принятие перевозчиком на станции отправления груза вместе с железнодорожной накладной [6]. Теоретически мы согласны с данным утверждением, однако, в соответствии со ст. 30 УЖТ РФплата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся платежи должны вноситься грузоотправителем до момента принятия груза к перевозке, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Нельзя обойти вниманием юридическое значение грузовой квитанции, выдаваемой перевозчиком по факту приёма груза к перевозке. Некоторые авторы утверждают, что квитанция о приёме груза, наряду с транспортной железнодорожной накладной, составляетписьменную форму договора железнодорожной перевозки грузов. По мнению Е. В. Кашкиной, «это необоснованная переоценка роли квитанции в оформлении данного договора» Мы разделяем данную точку зрения, определяя грузовую квитанцию как юридический документ, подтверждающий приём перевозчиком груза к перевозке от отправителя, которому она выдаётся.

Действительно, содержание ч. 4 ст. 25 УЖТ РФ предусматривает, что главное назначение квитанции — подтвердить факт принятия перевозчиком груза от грузоотправителя и тем самым факт заключения договора перевозки (так как данный договор реальный).

Что касается значения дорожной ведомости, то думается, что она является внутренним документом, используемым перевозчиком. Составляется данный документ без участия отправителя груза и не имеет договорного значения. Лишь грузополучатель при получении груза расписывается в корешке дорожной ведомости. По своей правовой природе дорожную ведомость можно характеризовать как расчётно-финансовый документ, который содержит данные о сроке доставки груза и календарные штемпели промежуточных станций.

Таким образом, документальная основа договора перевозки грузов имеет особую значимость и способна обеспечить строго регламентированные правила перевозки.

  1. Долинская В. В. Транспортные договоры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8. С. 3–8.
  2. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Юрист, 2015.
  3. Иванова М. В., Трофимов С. В. Правовая ответственность за простой железнодорожных вагонов. // Транспортное право. — 2015. — № 1. — С. 15–19.
  4. Кашкина Е. В., Хандогина А. В. К вопросу о договоре перевозки грузов: понятие, виды, особенности применения. // Транспортное право. — 2014. — № 3. — С. 9–13.
  5. Комментарий к транспортному Уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Т. Е. Абовой, В. Б. Ландреса. М.: Статут, 2015.
  6. Корякин В. М. К вопросу об институционализации транспортного права в качестве комплексной отрасли российской правовой системы. // Транспортное право. — 2015. № 2. — С. 10–13.

[2]

Похожие статьи

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным.

Так основными субъектами договора перевозки грузов автомобильным транспортом, участвующими в его заключении и наделенными конкретными правами и обязанностями принято считать перевозчика и грузоотправителя.

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Согласно ст. 785 перевозчик по договору перевозки грузов обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Особенности договора перевозки груза автомобильным.

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов

Начиная с момента принятия груза перевозчиком от грузоотправителя, договор может считаться заключенным и быть.

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору.

Следовательно, в случае, когда контрагентом грузоотправителя в договоре-заявке указана одна масса груза, а по факту прохождения весовых контролей она оказывается иной и превышает допустимо возможную, перевозчик вправе привлечь к.

[1]

Особенности ведения бухгалтерского учета и документального.

Данные накладные подтверждают факт заключения договора перевозки груза. Транспортную накладную необходимо выписывать в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя, которым в случае транзитной торговли является поставщик.

Особенности договора транспортной экспедиции

Основной задачей является сохранность груза, качество самой перевозки, в части скорости передвижения, сумма денежных расходов, используемые транспортные средства и иное. В раде случаем грузоотправителям целесообразно заключать именно договор транспортной.

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по.

Проблемы заключения публичного договора перевозки. Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.

Основания и размер ответственности экспедитора по договору.

Особенности договора перевозки груза автомобильным. Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Проблемы заключения публичного договора перевозки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.

Единственным документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки с перевозчиком является билет, поскольку согласно п. 2 ст.

Источники


  1. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.

  2. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  3. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
Факт заключения договора перевозки груза подтверждается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here