Ликвидация обанкротившихся предприятий

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Ликвидация обанкротившихся предприятий". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Ликвидация путем банкротства

Ликвидация путем банкротства — единственный законный и надежный способ ликвидации организаций с долгами.

Ликвидация путем банкротства особенно выгодна:

— При наличии крупных долгов перед бюджетом и контрагентами. По нашему мнению, над банкротством стоит задуматься при наличии долгов свыше одного миллиона рублей.

— В случае риска серьезных доначислений со стороны налоговой службы. При рисках выездной налоговой проверки; при несоответствиях, выявленных в ходе камеральной проверки; в случае, если выездная налоговая проверка уже началась.

— В случае активной работы и больших оборотов компании. Что, опять же, приводит к большим рискам налоговой проверки при других способах избавления от компании.

— При наличии запретов на регистрационные действия, наложенных налоговым органом или приставами. В этом случае ликвидация компании другими способами не возможна.

— Если руководители или учредители компании дисквалифицированы или недоступны. В этом случае ликвидация компании другими способами не возможна.

Квалифицированно проведенная процедура банкротства позволяет:

— минимизировать риски привлечения руководителя и учредителей к административной, уголовной и субсидиарной ответственности;

— спасти денежные средства и другие активы компании. Даже если счета заблокированы, а имущество — арестовано;

— минимизировать риски оспаривания сделок;

— избавиться от долгов на абсолютно законных основаниях.

Схемы работы:

Упрощенное банкротство (срок — от 6 месяцев).

Законодательством предусмотрена упрощенная процедура банкротства для должника, органами управления которого уже принято решение о добровольной ликвидации.

+ Сокращение сроков процедуры. В этом случае не применяется процедура наблюдения, что позволяет сократить время ликвидации примерно на 6 месяцев.

+ Сокращение стоимости процедуры. Не требуется оплачивать вознаграждение управляющего и накладные расходы во время наблюдения.

+ Арбитражного управляющего невозможно поменять просто решением собрания кредиторов. В деле о банкротстве нет перехода с одной процедуры на другую, а соответственно, нового арбитражного управляющего можно выбрать только после освобождения (по собственному желанию) или отстранения (судом за грубые нарушения закона) старого.

Риски выездной налоговой проверки. Процесс начинается с уведомления налогового органа о начале добровольной ликвидации, что существенно увеличивает риск начала налоговой проверки.

Риск потери контроля над процедурой. При наличии вступивших в силу судебных актов кредиторы имеют возможность опередить должника с подачей заявления о несостоятельности.

Стандартное банкротство (срок — от 12 месяцев).

В этом случае в рамках дела о банкротстве применяются уже две процедуры — наблюдение и конкурсное производство.

+ Отсутствие рисков выездной налоговой проверки. Налоговому органу не выгодно проверять банкротов. «Побудительные мотивы» к началу проверки в виде начала добровольной ликвидации отсутствуют.

+ Кредиторы не видят «подготовительных действий» к банкротству. А соответственно, снижается риск того, что они подадут заявление первыми и назначат своего арбитражного управляющего.

Увеличение сроков процедуры. На время проведения процедуры наблюдения — примерно 6 месяцев.

Увеличение стоимости процедуры. На вознаграждение управляющего и накладные расходы во время наблюдения.

Собрание кредиторов может поменять арбитражного управляющего. На первом собрании.

У каждого способа есть свои «плюсы» и «минусы». Конкретное решение, по какому пути пойти, должно приниматься после анализа ситуации, изучения индивидуальных «вводных» юридического лица.

ЛИКВИДАЦИЯ ОБАНКРОТИВШИХСЯ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

Читайте также:

  1. II. По принципу организационно-правовых форм предприятий, входящих в состав рыночной инфраструктуры
  2. IV. Ликвидация гиповолемии и регуляция водно-солевого обмена
  3. VII. Инновационная политика предприятий СКСТ
  4. VII. Реорганизация и ликвидация кредитных организаций.
  5. VIII. Инновационные ресурсы предприятий СКСТ
  6. Августовский путч (19-22.08.1991 г.) — Преобразование и ликвидация государственно-политических структур СССР.
  7. Автомобильные дороги промышленных предприятий
  8. Анализ систем воздухоснабжения предприятий
  9. БУИС для крупных предприятий
  10. БУИС для предприятий малого и среднего бизнеса
  11. Виды интеграции предприятий в рыночной экономике
  12. Виды предприятий в зависимости от форм собственности.

ОПРЕДЕЛЯЕМОЙЙ ПО ПЯТИФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ AЛЬTMAHA

СТЕПЕНЬ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ),

Значение индекса «Z» Степень вероятности банкротства
1 ,8 и ниже Очень высокая
От 1,81 до 2,6 Высокая
От 2,61 до 2,9 Достаточно вероятная
От 2,91 до 3,0 и выше Очень низкая

Для оценки вероятности банкротства могут быть использованы и другие интегральные факторные модели (Лиса, 1972 г.; Таффлера, 1997 г.; k — модель и др.).

Процедура ликвидации обанкротившихся субьектов хозяйствования.Причины ликвидации (прекращения деятельности) предприятий и организаций могут быть различными. Основными из них являются следующие:

1) имущество продолжает обесцениваться и используется любая возможность для восстановления его стоимости;

2) ни одно юридическое или физическое лицо не обратилось к соответствующему органу с заявлением о проведении реструктуризации или санации должника;

3) ни один из представленных реструктуризационных или санационных планов не был одобрен кредиторами;

[1]

4) предлагаемые планы вывода предприятия (организации) из кризисного состояния по тем или иным причинам не могут быть реализованы.

Каждая из названных причин может быть достаточным основанием для принятия судебного решения о ликвидации должника: по его собственной инициативе или по ходатайству распорядителя имущества, кредиторов, собрания или комитета кредиторов. После принятия арбитражным судом постановления о признании должника банкротом, это постановление рассылается всем, кто причастен к данному процессу: учредителю признанного банкротом юридического лица; собственнику имущества банкрота или уполномоченному им органу, банку, клиентом которого является банкрот; органу, зарегистрировавшему банкрота как субъекта предпринимательской деятельности; всем кредиторам; всем участникам соглашений, в которых должник принимал участие; всем участникам арбитражного процесса; государственной службе занятости; соответствующим профсоюзным органам. Этим же постановлением назначаются ликвидаторы из представителей собраний кредиторов, банков, финансовых органов, а также из Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие или организация.

Назначенные арбитражным судом ликвидаторы становятся членами ликвидационной комиссии, имеющей широкие полномочия. К этой комиссии переходят право распоряжения имуществом банкрота и все его имущественные права и обязательства. Ликвидационная комиссия: управляет имуществом банкрота; производит инвентаризацию и оценку имущества; определяет ликвидационную массу и распоряжается ею; принимает меры по взысканию дебиторской задолженности; реализует имущество обанкротившегося предприятия (организации) и осуществляет другие мероприятия, направленные на удовлетворение требований кредиторов.

Читайте так же:  Справка о семейном положении призывника образец заполнения

Ликвидационной массой являются имущественные активы банкрота, на которые с целью погашения долга может быть направлено взыскание по требованию кредиторов, т. е. фактически все имущество должника, которое принадлежит ему по праву собственности или полного хозяйственного ведения. Если субъект банкротства является учредителем или участником хозяйственного общества и соответственно собственником доли в уставном фонде общества, эта доля подлежит выводу (исключению) из уставного фонда способом его уменьшения. Полученные средства включаются в ликвидационную массу. Арендованное имущество исключается из ликвидационной массы.

Оценка ликвидационной стоимости обанкротившегося предприятия имеет определенные особенности, обусловленные необычным характером ситуации. Главная особенность состоит в том, что это активный вид оценки, на основании которой принимаются определенные управленческие решения, осуществляются конкретные практические действия. Кроме того, оценка ликвидационной стоимости предприятия непосредственно затрагивает интересы третьей стороны (кроме заказчиков и оценщиков), а именно: кредиторов, инвесторов, судебных органов.

Ликвидационная стоимость— это чистая денежная сумма, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и распродажи его активов.

В мировой практике различают понятия упорядоченной и принудительной ликвидации, а также соответственно термины «упорядоченная ликвидационная стоимость» и «вынужденная ликвидационная стоимость». При упорядоченной ликвидации предприятия продажа активов осуществляется в течение определенного (разумного) срока с тем, чтобы получить за них самую высокую цену. Для наиболее неликвидных активов этот период может составлять до двух лет. Вынужденная ликвидация предусматривает немедленную распродажу активов, как правило, всех одновременно (на одном аукционе).

Величина ликвидационной стоимости продажи активов, очищенная от сопутствующих затрат, дисконтируется на дату оценки по ставке дисконта, которая учитывает риск, связанный с этой продажей. Лучше продавать отдельно активы, нежели целое предприятие. В этом случае сумма выручки, как правило, бывает больше.

Практика хозяйствования выделяет определенные этапы технологической последовательности процесса расчета упорядоченной ликвидационной стоимости предприятия:

* первый этап — разработка календарного графика ликвидации активов предприятия;

* второй этап — оценка текущей стоимости активов с учетом затрат на их ликвидацию;

* третий этап — уточнение объема обязательств предприятия;

* четвертый этап — определение разницы между текущей (скорректированной) стоимостью активов и величиной обязательств предприятия.

Для определения ликвидационной стоимости активов используются данные баланса предприятия, рассчитывается рыночная стоимость земельных участков и других активов по различным методам оценки (аккумуляции активов, сравнительным или рыночным, доходным). Расчет ликвидационной массы производится с целью реализации активов банкрота и при необходимости других лиц, отвечающих по его обязательствам, для распределения вырученных средств между кредиторами.

Последствия ликвидации и формы реализации имущества банкротов.Признание в установленном порядке должника банкротом имеет определенные юридические последствия: во-первых, прекращается предпринимательская деятельность должника (предприятия, организации); во-вторых, переходит к ликвидационной комиссии право распоряжения имуществом банкрота, все его имущественные права и обязательства; в-третьих, считаются истекшими сроки всех долговых обязательств банкрота; в-четвертых, прекращается начисление пени и процентов на все виды задолженности предприятия (организации)-банкрота.

Решение о продаже имущества банкрота по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов принимает ликвидационная комиссия, которая определяет порядок продажи этого имущества (состав, условия и сроки приобретения имущества). Реализация имущественных активов банкрота проводится путем выкупа в случае поступления лишь одного предложения; если предложений поступает несколько — назначается проведение конкурса или аукциона.

В мировой практике общепринятыми способами реализации активов являются: а) продажа одному или нескольким покупателям; б) продажа на аукционе или с помощью тендера; в) сдача в аренду одному или нескольким лицам всех или части имущественных активов банкрота с дальнейшим распределением средств, вырученных от аренды, между кредиторами; г) передача заложенного имущества залогодержателю; д) оставление должнику убыточного имущества или такого, которое имеет незначительную ценность и не влияет на увеличение имущественных активов. Можно использовать и другие способы реализации активов, утвержденные в судебном порядке.

В случае, когда субъектом банкротства является унитарное государственное предприятие или хозяйственное общество, в уставном фонде которого преимущественная доля имущества принадлежит государству, проведение аукциона (конкурса) осуществляется органом приватизации. Если субъектом банкротства является юридическое лицо, основанное на негосударственной форме собственности, ликвидационная комиссия может сама проводить аукцион, или поручить это специализированному предприятию (учреждению).

Все формы продажи имущества банкрота оформляются договором купли-продажи, который заключается между ликвидационной комиссией от имени предприятия-банкрота и покупателем. Ликвидационная комиссия по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов определяет последовательность реализации объектов ликвидационной массы и критерии их отбора для продажи, поскольку допускается продажа как целостных имущественных комплексов, так и отдельного индивидуально определенного имущества, объектов незавершенного строительства или законсервированных объектов.

Очередность удовлетворения претензий кредиторов.Средства, полученные от продажи имущества банкрота, направляются на удовлетворение претензий кредиторов (рис. 20.4).

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей. В случае отсутствия имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди претензии удовлетворяются пропорционально сумме долга каждому кредитору.

Требования, не удовлетворенные из-за нехватки имущества, считаются погашенными. Не рассматриваются и считаются погашенными также требования, предъявленные после окончания установленного срока подачи претензий. Имущество (кроме средств государственных предприятий-банкротов), которое осталось после удовлетворения требований кредиторов и членов трудового коллектива, передается собственнику или соответствующему органу приватизации для реализации, если арбитражный суд принял постановление о ликвидации предприятия-должника.

Средства, оставшиеся после удовлетворения государственным предприятием-банкротом требований кредиторов и членов трудового коллектива, зачисляются в соответствующий внебюджетный фонд приватизации.

После завершения реализации имущественных объектов и распределения выручки между кредиторами ликвидационная комиссия составляет и подает в арбитражный суд ликвидационный баланс. Это считается конечным этапом ликвидационной процедуры относительно банкротов.

Арбитражный суд рассматривает ликвидационный баланс и выносит постановление об его утверждении или об отказе в утверждении. Второй случай может иметь место, если какие-то из ликвидационных процедур выполнены неудовлетворительно или поступили возражения со стороны кредиторов. В этом случае суд может выдвинуть требование об исправлении допущенных ошибок (если это возможно сделать) или вынести решение о назначении новых ликвидаторов. Новая ликвидационная комиссия обязана осуществить все этапы ликвидации предприятия (организации)-банкрота заново.

Читайте так же:  Ответственность за эксплуатацию детского труда в россии

Если ликвидационный баланс утверждается Арбитражным судом, то последний:

* выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота;

* публикует это постановление в соответствующих изданиях оперативного характера;

[2]

* освобождает ликвидаторов от исполнения ими своих обязанностей.

Таким образом, дело о банкротстве можно считать закрытым только после утверждения плана реструктуризации (санации) имущества должника или после утверждения ликвидационногобаланса. Если имущества банкрота оказалось достаточно, чтобы удовлетворить требования кредиторов, он считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность или организовать новую (конечно, если оставшейся части имущества достаточно для этого).

Рис. 20.4. Очередность погашения требований при ликвидационной процедуре.

| следующая лекция ==>
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ | Околоушно-жевательная область

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 598 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отличие ликвидации от банкротства

Юридическое лицо на финальном этапе своего существования может закончить хозяйственную деятельность двумя способами: ликвидацией или банкротством. Оба пути преследуют цель завершения деятельности юридического лица с последующим исключением из реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нужно подчеркнуть, что процедура банкротства считается более радикальной мерой и сопряжена с большими рисками нежелательных последствий для собственника предприятия. В свою очередь ликвидация юридических лиц может стать завершающим этапом банкротства или быть добровольной по решению учредителей.

Особенности банкротства

Основанием для банкротства предприятий является наличие признаков неплатежеспособности по обязательствам.

Инициаторами банкротства юридического лица могут стать:

  • заимодавцы
  • налоговая
  • фонды социального значения
  • директор или собственник компании.

Предприятие объявляется банкротом лишь по вердикту арбитражного суда. Согласно принятому порядку банкротство юридических проходит через процедуры наблюдения, санации, внешнего управления, конкурсного производства и ликвидации. На всех этапах компания может заключить мирное соглашение с кредитными лицами.

Процедура санации направлена на финансовое оздоровление предприятия. На этом этапе у юридического лица может измениться статус (слияние, поглощение или разделение компании).

В российской правовой практике банкротство с долгами обычно осуществляется через внешнее управление и конкурсное производство.

Процедура наблюдения применяется к должнику сразу с момента принятия судом заявления о банкротстве. На этом этапе арбитражный суд назначает временного управляющего, который уполномочен проводить финансовый аудит фирмы и делать экономические оценки по хозяйственной деятельности. Руководство банкротящегося предприятия ограничивается в полномочиях.

Процедура внешнего управления ведется через управляющего, утвержденного судом. В настоящее время внешнее управление может продолжаться до десяти лет. На этот время реальный глава компании отстраняется от должности и передает полномочия судебному управляющему. Тот обязан сделать все возможное для поднятия платежеспособности должника для удовлетворения требований кредиторов.

Решение комитета кредиторов и отчет внешнего управляющего служат основанием для принятия судом следующих решений:

  • прервать банкротство и раздать долги кредиторами
  • заключить мирное соглашение
  • объявить предприятие банкротом и приступуть к конкурсному производству.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конкурсное производство инициируется судом с назначением управляющего. Сроки этой процедуры по закону не должны длиться больше года. Однако срок может быть продлен решением суда. Административные обязанности возлагаются на конкурсного управляющего. Он должен оценить активы и имущество предприятия-должника. Всё имущество реализуется по схеме конкурсных торгов. Полученные деньги перечисляются на погашение кредитных долгов в порядке очереди, определяемую законом.

В большинстве случаев банкротства инициируется кредиторами. Важно отметить, что банкротство является единственным способом уйти от огромных долгов по закону. Для многих предприятий, не способных выполнить свои долговые обязательства, это последняя возможность сохранить авторитет и выйти из черной полосы чистыми в правовом смысле. Несмотря на то, что большинство дел по банкротству начинают кредиторы, это не значит, что учредители не могу воспользоваться этим правом. Риски процедуры могут быть весьма высокими. В ходе судебного разбирательства не исключен факт выявления фиктивного банкротства. Если это произойдет, то инициаторы процесса могут понести финансовую и уголовную ответственность. Для того, чтобы минимизировать такие угрозы, лучше пользоваться услугами профессионального юриста.

Особенности ликвидации

Банкротство организации заканчивается его ликвидацией. Этот этап наступает сразу с окончанием конкурсного производства. Руководитель конкурсных торгов предоставляет решение суда о ликвидации в орган регистрации предприятия должника. При этом в ЕГРЮЛ делается соответствующая запись. С этого момента юридическое лицо ликвидировано.

Нужно отметить, что для ликвидации компании могут быть разные основания, среди которых следует отметить следующие:

  • убытки предприятия
  • нелицензированное ведение бизнеса
  • по решению суда в связи с признанием регистрации юрлица недействительной
  • осуществление деятельности вне закона
  • завершение срока действия юридического лица
  • исчерпание цели создания предприятия.

По законодательству ликвидация с долгами может инициироваться налоговыми органами, регистрационной палатой или правоохранительными структурами.

Кроме того, возможна ликвидация юридического лица добровольн без процедуры банкротства. Добровольная ликвидация предприятия начинается с положительного решения учредителей организации или акционеров.

Реальные причины данной процедуры бывают разными:

  • нерентабельность предприятия
  • конъюнктурные причины
  • потеря интереса в этой деятельности.

Целью добровольной ликвидации бывает фиктивное банкротство, как возможность уйти от долговых обязательств. Порядок процедуры предусматривает направление письменного уведомления в государственный орган регистрации.

Затем учреждается специальная комиссия, которая принимает управление делами компании. Это образование имеет право представлять в суде ликвидируемое юридическое лицо. Порядок процедуры обязывает комиссию объявить о скором закрытии предприятия через средства массовой информации за как минимум два месяца от планируемой даты. В заявлении через СМИ должны быть освещены сроки и порядок подачи претензий кредиторов.

По истечению времени предъявления претензий от кредиторов комиссия составляет промежуточный баланс предприятия и согласовывает его с регистрирующим органом. Все требования кредиторов удовлетворяются, исходя из составленного баланса в порядке очереди, предписанной буквой закона.

Читайте так же:  Что грозит неплательщикам взносов на капремонт

Если стоимость имущества не способна покрыть долговые обязательства перед кредиторами, то применяться процедура банкротства. В последнем случае ликвидационная комиссия делает заявление в арбитражный суд о признании предприятия банкротом.

Если ликвидационная комиссия еще не утверждена, то заявление должен подать собственник компании-должника. После этого начинается конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего обычно возлагаются на руководителя комиссии. Требования по долгам предъявляются в течении месяца с момента публикации о банкротстве.

Важно отметить, что ответственность за удовлетворение требований кредиторов несут учредители и собственники предприятия плюс члены ликвидационной комиссии.
После закрытия всех обязательств перед кредиторами ликвидационная комиссия формирует финальный баланс, в котором отображается раздел активов между акционерами и собственниками предприятия.

Имущество ликвидируемого предприятия распределяется по очередности, которая фиксируется в учредительной документации компании. При этом очередность должна удовлетворять требования закона, который регулирует данную формы организации бизнеса. Ликвидация будет считаться завершенной после создания записи в ЕГРЮЛ.

Банкротство и ликвидация предприятия (стр. 3 из 4)

В целях охраны интересов заинтересованных лиц ФЗ устанавливает, что считаются неправомерными нарушения, связанные с умышленными действиями должника, собственника предприятия-должника, кредиторов или иных лиц до открытия конкурсного производства либо в его процессе, наносящие ущерб должнику или кредиторам. К таким действиям относятся действия, попадающие под понятия преднамеренного или фиктивного банкротства. Под этим понимается преднамеренное увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию, заведомо некомпетентное ведение дел. Под фиктивным банкротством понимается заведомо ложное объявление предпринимателем о своей несостоятельности с целью введению в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

В Законе содержится перечень других неправомерных действий. В их числе, сокрытие части имущества должника или его обязательств; сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника, невнесение необходимых записей в бухгалтерские документы; сокрытие сведений или непредставление конкурсному управляющему должником его имущества.

Этот вид процедур позволяет без обращения в арбитражный суд решать путем переговоров должника с кредиторами вопросы продолжения деятельности предприятия-должника либо его добровольной ликвидации. От мирового соглашения внесудебные процедуры отличаются тем, что мировое соглашение может иметь место уже после возбуждения в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия, в то время как внесудебные процедуры реализуются не только до обращения в арбитражный суд, но и в процессе его.

Результатами внесудебных процедур (переговоров) могут быть достигнутые договоренности между должником и большей частью кредиторов об отсрочки и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей и (или) скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника либо добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве). Предприятие-должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения собственником данного предприятия решения о его добровольной ликвидации. Ликвидация осуществляется конкурсным управляющим. Но за кредиторами сохраняется право назначить другого управляющего. На последнего возлагаются созыв собрания кредиторов и регулярное представление им отчета о ходе ликвидации предприятия-должника.

После назначения конкурсного управляющего должник не вправе удовлетворять требования кредиторов за счет своего имущества, за исключением требований, обеспеченных залогом, и привилегированных кредиторов. Порядок удовлетворения требований кредиторов аналогичен порядку, действующему в конкурсном производстве при принудительной ликвидации предприятия-должника. Решение о завершении ликвидации принимается собранием кредиторов. Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.

5. Ликвидация обанкротившихся предприятий.

Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры а процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1. Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;

2. Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;

3. Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;

4. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;

5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:

— удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.

Затем выполняются обязательства перед:

-удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения;

-требования кредиторов, не обеспеченные залогом;

-требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме;

6. Разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно-правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта вяземского района смоленской области

6. Реорганизация и ликвидация кооператива.

Реорганизация кооператива осуществляется по решению собрания уполномоченных кооператива. При реорганизации кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого кооператива в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собранием уполномоченных вместе с учредительными документами для государственной регистрации.

Кооператив считается реорганизованным, за исключением случаев в форме присоединения с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ликвидация кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим лицам. Кооператив может быть ликвидирован по решению собрания уполномоченных; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом; в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом; в других случаях, предусмотренных законодательством.

Правление кооператива по поручению собрания уполномоченных или орган, принявший решение о ликвидации кооператива, обязаны незамедлительно сообщить органу, осуществляющему государственную регистрацию для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данный кооператив находится в процессе ликвидации.

Собрание уполномоченных кооператива или орган, принявший решение о ликвидации кооператива, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. По ходатайству собрания уполномоченных кооператива решением суда о ликвидации кооператива на его правление могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами данного кооператива. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде; помещает в официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации кооперативов, публикацию о его ликвидации, порядке и сроках заявления требований кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации кооператива.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов о ликвидации кооператива.

По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собранием уполномоченных кооператива или органом, принявшим решение о ликвидации кооператива по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, и ревизионным союзом.

Банкротство и ликвидация предприятия (стр. 1 из 4)

2. Признак и порядок установления банкротства предприятия.

3. Роль и деятельность арбитражного суда.

4. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

5. Ликвидация обанкротившихся предприятий.

6. Реорганизация и ликвидация кооператива.

8. Список литературы.

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации. Что такое банкротство? Каковы его признаки?

2. Признак и порядок установления банкротства предприятия.

Согласно Федеральному закону (ФЗ) о несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 года (гл. I, ст. 2) это понятие трактуется следующим образом: «несостоятельность (банкротство) – признание арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Признак банкротства юридического лица (ст. 3, п. 2) сформулирован следующим образом: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента даты их исполнения». В этом случае восстанавливаются текущие платежи предприятия-должника, и оно в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд.

Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства – соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

Рассматриваемый закон является комплексным актом, содержащим нормы материального и процессуального права, как для физических, так и юридических лиц, если таковые попадают в сферу его действий, и распространяется на предприятия всех форм собственности. Он устанавливает основания для признания должника банкротом, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, а также отношения между предприятием-должником и кредиторами при рассмотрении дел о банкротстве, определяет права, обязанности и ответственность всех лиц этого процесса и т.д.

Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить), деятельность предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом внешнего управляющего имуществом должника. Реорганизационные процедуры принимаются арбитражным судом после обращения в суд, но до объявления должника несостоятельным (банкротом). В процесс производства по делу может быть достигнуто мировое соглашение сторон. Допускаются и внесудебные процедуры, когда должник может урегулировать свои отношения с кредиторами таким образом, что предприятие продолжит свою деятельность или же произойдет добровольная ликвидация под контролем кредиторов.

Читайте так же:  Как проверить отцовство

3. Роль и деятельность арбитражного суда.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника, указанному в учредительных документах. Обращение в арбитражный суд возможно, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

В деле о банкротстве участвуют: должник; арбитражный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства; конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам; участники собрания кредиторов с правом голоса; налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных ФЗ.

Возбуждение производства в арбитражном суде по делу о несостоятельности (банкротстве) осуществляется на основании заявления должника или кредиторов, а также прокурора. Заявление должника подается на основании решении собственника предприятия-должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение, исходя из учредительных документов.

К заявлению должника прилагаются обосновывающие его документы, прежде всего форма № 1 – бухгалтерский баланс. Если он в течение 15 дней после подачи заявления не представлен должником, его составление может быть поручено арбитражным судом независимому аудитору за счет средств должника. Заявление, поданное должником, не может быть отозвано.

Подаче заявления должно предшествовать извещение должника о том, что если он в течение семи дней не выполнит свои просроченные обязательства, то кредитор обратиться в арбитражный суд о возбуждении дела о его несостоятельности. В отличие от заявления должника заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу. Прокурор вправе обращаться в арбитражный суд в случае обнаружения им признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

В заседании арбитражного суда участвуют: представитель от должника; представитель от собственника имущества и финансового органа по месту регистрации должника; банки, осуществляющие расчетное и кредитное обслуживание должника, кредиторы; иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и ФЗ.

В зависимости от обстоятельств дела арбитражный суд:

1. принимает решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены;

[3]

2. при выявлении признаков банкротства, но при наличии возможности восстановления через реорганизационные процедуры платежеспособности должника для продолжения его деятельности приостанавливает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и устанавливает внешнее управление имуществом должника или проведение санации. Ходатайство о применении реорганизационых процедур может быть подано должником; собственником имущества предприятия-должника; кредиторами. Арбитражный суд не вправе отказать в применении реорганизационных процедур при наличии основании для их проведения, но не может предлагать их по своей инициативе;

3. признает предприятие банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией, если фактически подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности предприятия.

Признание предприятие банкротом возможно при прекращении арбитражным судом реорганизационных процедур в связи с их бесперспективностью. В этом случае производство по делу возобновляется и выносится решение о признании предприятия банкротом.

Решения арбитражного суда могут быть обжалованы в вышестоящие судебные инстанции.

4. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный управляющий. В его обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов. Вводится внешние управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено ФЗ (см. гл. V, ст. 68, п.4).

С момента введения внешнего управляющего руководитель предприятия-должника отстраняется от должности и передает ему управление делами (см. подробнее ФЗ гл. V, ст. 69). На период внешнего управления имуществом должника действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Споры между арбитражным управляющим и кредиторами могут рассматриваться арбитражным судом. Арбитражному управляющему выплачивается вознаграждение, размер которого определяется кредиторами и утверждается арбитражным судом.

Кредиторы образуют собрание кредиторов, которое утверждает план внешнего управления имуществом, вносит в него изменения и вправе требовать от арбитражного управляющего предоставления соответствующей информации. На собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива предприятия0должника.

Внешнее управление имуществом должника завершатся либо прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, если цель внешнего управления достигнута, либо решением о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

Следующая реорганизационная процедура – это досудебная санация. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (см. подробнее гл. II, ст. 27, п. 2-4).

Видео (кликните для воспроизведения).

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

Источники


  1. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.

  2. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.

  3. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
  4. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
Ликвидация обанкротившихся предприятий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here