Международно-правовая охрана авторских прав

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Международно-правовая охрана авторских прав". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Международно-правовая охрана авторских прав

Признание и защита авторских прав осуществляется на национальном и международном уровне. Для этого используются принципы и правила, зафиксированные в международных соглашениях и актах, и подтвержденные законодательством отдельных государств. В этом материале разберем, по каким направлениям происходит такая защита на международном уровне, и какие инстанции осуществляют контроль за соблюдением авторских прав.

Общие правила и принципы

Регулирование авторских прав на международном уровне осуществляется на основании соглашений, актов и конвенций, ратифицированных государствами. Кроме того, решения и распорядительные акты вправе издавать международные структуры, созданные на межправительственном или частном уровне. Международное авторское право базируется на следующих актах:

  • основополагающим документом является Бернская конвенция, действующая с 1886 года в отношении литературных и художественных произведений;
  • с 1952 года действует Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), которая распространяется на все объекты творческого труда;
  • соглашение ТРИПС, действующее с 1994 года, которое распространяется на любые результаты творческого и интеллектуального труда;
  • после образования Евросоюза, исполнительные органы ЕС неоднократно издавали нормативные акты в сфере защиты авторских прав (например, Директива ЕС № 2001/29/ЕС регламентирует общие правила защиты в информационной сети интернет);
  • двусторонние и многосторонние соглашения между несколькими государствами.

[3]

Действие указанных актов распространяется на государства-участники по мере ратификации. Россия является правопреемником СССР в качестве участника международных соглашений.

Распространяются ли нормы международных актов на рядовых авторов или для этого требуется их воспроизведение в национальном законодательстве? В полном объеме будет предоставлена защита субъектам, находящимся под юрисдикцией государства, ратифицировавшего Бернскую и/или Женевскую конвенцию. Выделим ключевые моменты, связанные с возникновением прав на такую защиту:

  • авторство возникает непосредственно с момента создания произведения или иного результата творческого труда;
  • обязательная регистрация авторских прав на международном и национальном уровне не предусмотрена, однако в отдельных государствах она может проводиться в добровольном порядке (например, через Библиотеку Конгресса США свои права может зарегистрировать резидент или иностранный гражданин);
  • для граждан, проживающих или пребывающих под юрисдикцией страны–участницы международных соглашений, признание авторства происходит автоматически во всех остальных государствах, ратифицировавших конвенции;
  • правовую защиту получат и иностранные граждане, чье государство не присоединилось к конвенции, опубликовавшие свое произведение на территории стран-участниц.

Перечисленные правила позволяют каждому автору рассчитывать на правовую защиту, вне зависимости от места и времени публикации своего произведения. Права будет защищены даже для неопубликованного произведения, однако в этом случае создателю предстоит доказывать свое авторство при возникновении возможных споров.

Система международных актов позволяет определить и общепринятый перечень объектов, на которые будет распространяться защита. К ним относятся произведения литературы, науки и искусства, изображения, архитектурные проекты и т.д. Законодательство отдельных стран может содержать и исключения из общих правил. Например, в большинстве государств программа ЭВМ относится к объектам авторского права и рассматривается как литературное произведение. Однако в США программные продукты могут регистрироваться как изобретения с выдачей патента.

Как реализуется система охраны авторских прав

Необходимость в защите имущественных и неимущественных прав автора возникает при различных нарушениях – присвоении авторства, плагиате или выпуске контрафактной продукции, несоблюдении лицензионных договоров. Можно ли использовать нормы международного права напрямую или придется руководствоваться только национальным законодательством? Для этого нужно учитывать два варианта регулирования авторских прав на международном уровне:

  • материально-правовой метод реализуется путем прямого применения норм конвенций и соглашений — например, к таким нормам прямого действия относится срок правовой охраны авторских прав;
  • коллизионный метод – предусматривает только общий порядок разрешение спора, тогда как конкретные ситуации будут разрешаться по нормам национального законодательства.

Таким образом, в зависимости от характера нарушения и предмета спора, правообладатель сможет ссылаться на нормы прямого действия международного права или национальное законодательство.

Контроль за исполнением соглашений и конвенций возложен на различные международные структуры, Прежде всего, при ООН функционирует Всемирная организация по интеллектуальной собственности (WIPO или ВОИС). Данная структура осуществляет координирование действий и мероприятий в сфере авторского и патентного права, занимается разработкой международных актов, осуществляет сбор и систематизацию сведений об охраняемых объектах и правообладателях.

Разрешением конкретных споров в сфере защиты авторского права занимаются национальные судебные структуры. В России судебная защита резидентам и иностранным правообладателям предоставляется через арбитраж или Суд по интеллектуальным правам.

Электронная библиотека

Правовое регулирование авторского права осуществляется также международными договорами России. Основными среди них являются Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве 1952г. Обе конвенции действуют для России с 13 марта 1995г.

Бернская конвенции содержит значительное количество норм материально-правового характера. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Объектом авторского права являются любая продукция в области литературы, науки, искусства независимо от способа и формы ее выражения, включая перевод, адаптацию, музыкальную аранжировку и другую переделку произведения, а также сборники произведений, представляющие собой по выбору и расположении материалов результат материального творчества. Правовая охрана не распространяется на новости или различные события, имеющие характер простой пресс-информации.

Однако законодательством стран Союза может быть изменен круг данных объектов путем:

· предоставления охраны официальным текстам законодательного, административного и юридического характера и официальным переводам таких текстов;

· исключения из охраны литературных и художественных произведений или каких-либо определенных их категорий, если они не закреплены в той или иной материальной форме;

· исключения из охраны политических речей и речей, произведенных в ходе судебных процессов;

· определения степени применения законов страны к произведениям прикладного искусства и промышленным образцам и моделям, а также условий охраны таких произведений, образцов и моделей. В отношении произведений, охраняемых в стране происхождения исключительно как образцы и модели, в других странах Союза может быть истребована лишь специальная охрана, предоставляемая в данной стране образцам и моделям. Однако если в данной стране не предоставляется такой специальной охраны, эти произведения охраняются как художественные произведения.

Читайте так же:  Как взыскать задолженность по зарплате

Указанные произведения пользуются охраной во всех странах Союза, которая применяется:

· к авторам, если они являются гражданами одной из стран Союза либо имеют свое обычное местожительство в одной из этих стран, независимо от того, опубликованы произведения или нет;

· к авторам, не являющимися гражданами стран Союза, если они впервые опубликовали произведение в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза;

· к авторам кинематографических произведений, создатель которых имеет свое основное место работы и обычное место жительство в одной из стран Союза;

· к авторам произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза.

Пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких-либо формальностей.

В отношении произведений авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, национальным режимом. Охрана прав в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако если автор не является гражданином страны происхождения произведения, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы – граждане этой страны.

По общему правилу срок действия авторского права составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Так, законодательством стран Союза может определяться срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства, но он не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения.

Страны Союза могут установить более продолжительные сроки охраны. Если по закону страны – участницы Конвенции, в которой предъявляется требование об охране, срок является более продолжительным, то применяется установленный в этой стране срок (п. 6 ст. 7 Бернской конвенции), но, он не может быть более продолжительным, чем

строк действия авторского права, который установлен в стране, где произведение было впервые опубликовано (п. 8 ст. 7 Бернской конвенции).

Средства защиты для обеспечения прав регулируются законодательством страны, в которой истребуется охрана.

Таким образом, объем правовой охраны (объем прав автора) и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана. Они не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения.

Помимо этой коллизионной нормы, Конвенцией предусмотрены специальные права. К ним относятся:

· право требовать признания своего авторства на произведение;

· право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;

· исключительное право автора переводить и размещать переводы своих литературных и художественных произведений;

· исключительное право автора размещать воспроизведение своего произведения любым образом и в любой форме;

· исключительное право автора драматического, музыкально-драматического и музыкального произведения разрешать публичное представление и исполнение своего произведения, а также сообщение для всеобщего сведения любыми средствами представления и исполнения своих произведений;

· исключительное право автора литературного и художественного произведения разрешать передачу его в эфир или сообщение его для всеобщего сведения другим способом беспроводной передачи знаков, звуков или изображений, любое сообщение для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи переданного в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная, сообщение для всеобщего сведения переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или другого аналогичного устройства;

· исключительное право автора литературного произведения разрешать публичное чтение своих произведений, включая публичное чтение, осуществляемое любыми средствами или способами, и сообщение его для всеобщего сведения любыми средствами чтения;

· исключительное право автора литературного и художественного произведения разрешать переделки, аранжировки и другие переработки своих произведений.

Бернская конвенция действует с обратной силой.

Вторым основным многосторонним международным договором России является Всемирная Конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.

В соответствии с этой конвенцией каждое государство обязалось принять меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и других правообладателей на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. Однако содержание и защита авторских прав почти полностью зависит от национального законодательства той страны, где испрашивается охрана.

Всемирная Конвенция об авторском праве так же, как и Бернская конвенция, исходит из принципа национального режима. Национальным режимом пользуются вы

пущенные и не выпущенные в свет произведения граждан любого другого государства – участника Конвенции, а также произведения, впервые выпущенные в свет на территории другого государства-участника. При этом любое государство может в своем внутреннем законодательстве приравнять к своим гражданам любых лиц, домицилированных на его территории.

К формальностям, которые могут быть установлены внутренним законодательством государства для получения правовой охраны (депонирование экземпляров, регистрация, нотариальное удостоверение, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), приравнено проставление обозначения:

©, имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав,

год первого опубликования произведения

на экземплярах произведения, впервые выпущенного в свет за пределами этого государства и авторы которых на являются его гражданами. Но для приобретения и осуществления авторских прав на произведения, впервые выпущенные в свет на его территории, или на произведения его граждан, независимо от места выпуска их в свет, государство может требовать соблюдения указанных формальностей или других условий.

Государство вправе требовать от лица, которое обращается в суд, соблюдения процессуальных правил, как-то: представительства истца адвокатом, допущенным к практике в данном государстве, или депонирования истцом экземпляра произведения в суде или в административном органе и др. Однако факт невыполнения указанных требований не влечет недействительности авторского права.

Срок охраны произведения определяется законом государства, в котором предоставляются требования об охране, но он не может быть короче одного из четырёх минимальных сроков:

1) периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

2) 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет (если к моменту вступления в силу Конвенции на территории государства срок исчислялся со времени первого выпуска произведения в свет);

3) 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет или со времени регистрации произведения, предшествовавшей выпуску в свет (если к моменту вступления в силу Конвенции на территории государства срок охраны не исчисляется исходя из продолжительности жизни автора, а со времени первого выпуска произведения или регистрации этого произведения, предшествовавшей выпуску в свет);

Читайте так же:  Обналичить материнский капитал тюмень официально

4) 10 лет, если в государстве предоставляется охрана фотографическим произведениям, а также произведениям прикладного искусства, поскольку они являются художественными.

В Конвенции содержится только несколько унифицированных материально-правовых норм. В частности ст. V предусматривает право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переведённых произведений. Каждое государство может своим внутренним законодательством ограничить право перевода письменных произведений, но с соблюдением положений Конвенции.

Все остальные права авторов подлежат конкретизации и защите по внутреннему законодательству государств – участников Конвенции. Такой гибкий подход способствовал привлечению к участию в ней государств с различными системами авторского права.

Всемирная конвенция не имеет обратной силы.

Правовое регулирование охраны авторских прав производится также на уровне двусторонних международных соглашений. Такие договоры заключены с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Польшей, Швецией и некоторыми другими странами.

Правовая охрана произведений российских авторов, впервые обнародованных или необнародованных, но находящихся в какой-либо объективной форме, на территории РФ, а также признание за ними (их правопреемниками) авторского права на территории иностранного государства будут осуществляться только в случае участия этого государства наравне с Россией в многосторонних и двусторонних соглашениях об охране авторских прав. К произведениям и самим авторам будут применяться национальное законодательство иностранного государства, где испрашивается правовая охрана, и материально-правовые нормы международного договора.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенным 24 сентября 1993 г. государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями.

Государства-участники применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношениях между собой как к произведениям, созданных после 27 мая 1973года, так и к произведениям, охранявшимся по законодательству государств-участников до этой даты, на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Международно-правовая охрана авторских и смежных прав

Институт признания и охраны авторских прав начал активно формироваться в международном праве с конца XIX в. Было заклю­чено значительное число международных соглашений по авторскому праву, многие из которых действуют до сих пор, например. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Согласно Бернской конвенции охрана не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РФ уже являлись общественным достоянием.

Охрана прав авторов, предусмотренная Бернской конвенцией, была дополнена положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. и Протоколами 1 и 2 к ней (Россия участвует в Конвен­ции в редакции 1971 г.). Конвенция установила охрану следующих прав авторов — право на выпуск в свет, право на воспроизведение, распространение и т.д. Охраняются исключительные права автора на воспроизведение своих произведений любыми способами, включая публичное исполнение, радиотрансляцию, право автора на перевод или разрешение перевода другим лицам.

Конвенция расширила перечень охраняемых произведений. Ох­ране, в частности, подлежат литературные, научные и художествен­ные произведения, а также произведения кинематографии, живопи­си, скульптуры и графики. При этом конвенция не применяется в отношении произведений, охрана которых ко времени вступления конвенции в силу в данном государстве не осуществлялась.

Срок охраны авторских прав охватывает время жизни автора и 25-летний период после его смерти. Охрана произведений фотогра­фии и прикладного искусства не должна быть меньше 10 лет.

Наряду с правами авторов конвенция защищает права и других носителей авторских прав (наследников, юридических лиц и т.д.).

Международно-правовой охране подлежат и смежные права. Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. определила срок охраны таких прав в 20 лет. По Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизвод­ства их фонограмм 1971 г. срок охраны не может быть меньше 20 лет.

Помимо вышеуказанных многосторонних конвенций, Россия яв­ляется участницей нескольких десятков двусторонних соглашений об охране авторских прав и интеллектуальной собственности.

Так, согласно конвенциям об охране авторских прав, государства применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношении произведений или прав на произведения литературы, науки и искус­ства и фотографические снимки, созданные гражданами договарива­ющихся стран, вне зависимости от даты их создания или выпуска в свет. Охрана распространяется также на личные неимущественные права авторов или иных правообладателей. Соглашения предусмат­ривают свободное осуществление платежей и расчетов с иностран­ными авторами. При этом возникновение, содержание или прекра­щение авторских прав на произведение или фотоснимок определятся законодательством государства, на территории которого имеет факт их использования или нарушения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9482 —

| 7455 — или читать все.

11. Международно-правовая охрана авторских прав.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности не может быть ограничена рамками одного государства, поэтому важнейшую роль в регулировании соответствующих отношений играют международные соглашения (конвенции), главные из которых:

• Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.);

• Всемирная конвенция об авторском праве (1952 г. пересмотрена в 1971 г.);

• Договор ВОИС по авторскому праву (1996 г.)

• Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (1993 г.);

• Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.);

• Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.);

• Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г);

• Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (1994 г.);

• Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.);

• Договор о патентной кооперации (1970 г.);

Читайте так же:  Согласие арендатора на разделение земельного участка образец

• Евразийская патентная конвенция (1994 г.);

• Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891 г.);

• Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (1957 г):

• Договор о регистрации товарных знаков (1973 г.).

12. Объекты авторского права. Основания возникновения, охраняемые и неохраняемые элементы, объекты, на которые авторские права не распространяются.

Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя признаками:

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко– или видеозаписи, в объемно-пространственной форме).

Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Под творчеством понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой создается качественно новый, ранее не существовавший результат обеспечиваемый индивидуальностью автора.

В рамках произведения различают охраняемые (образы и язык произведения) и неохраняемые (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) элементы.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторское право охраняет произведения независимо от их назначения и достоинств, а также от способа их выражения.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Лекция 12. Право интеллектуальной собственности

12.2. Авторское право и смежные права

Видео (кликните для воспроизведения).

Авторское право (law of copyright) представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства.

Авторское право — первая из отраслей, по которой был заключен международный договор. Самыми значительными конвенциями считаются следующие:

— Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года, которая дополнялась и пересматривалась на специальных конференциях 1896 года, 1908 года, 1914 года, 1928 года, 1948 года, 1967 года, 1971 года;

— Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года, пересмотренная в Париже в 1971 году, с дополнительными протоколами 1, 2 и 3;

— Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения, принятая в 1946 году в Вашингтоне, и др.

Под объектами авторских прав обычно понимаются произведения науки, литературы и искусства. В Бернской конвенции применяется понятие «литературные и художественные произведения». Этот термин согласно Конвенции охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические, музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

Охраняемое произведение должно быть результатом творческого труда, продуктом интеллектуальной, духовной деятельности человека; оно должно нести на себе печать индивидуальности автора, то есть быть оригинальным. Результаты интеллектуальной деятельности в сфере литературы, искусства, промышленности называются интеллектуальной собственностью.

Можно выделить первоначальные и производные произведения.

К первым относятся: книги, брошюры и другие письменные произведения литературы, искусства и науки; выступления, проповеди, судебные речи и другие подобные произведения; произведения графики, живописи, архитектуры, скульптуры, фотопроизведения, а также те, которые создаются аналогичным способом; произведения прикладного искусства; географические карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии, архитектуре, и т.д.

Ко вторым относятся переводы, адаптации, переделки или аранжировки произведений; они являются объектом охраны, если при этом не нарушается авторское право на первоначальное произведение. К этой группе произведений относятся также сборники опубликованных работ различных авторов (антологии, энциклопедии) при условии, что подборка и расположение материала в них являются оригинальными.

Конечно, приведенный перечень хотя и весьма детальный, но носит лишь примерный характер, не является исчерпывающим.

Субъектами авторского права, то есть лицами, обладающими исключительным правом на произведение, считаются прежде всего авторы произведений.

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

— правообладателями часто являются различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т.д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;

— если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;

— в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определенным сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объему.

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права.

Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие личные неимущественные права:

— право признаваться автором произведения (право авторства);

— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);

— право на опубликование.

К имущественным правам автора относятся права:

— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);

— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

Читайте так же:  Приватизация для военнослужащих

— публично показывать произведение (право на публичный показ);

— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

— переводить произведение (право на перевод);

— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Четвертая часть ГК РФ устанавливает три положения:

— в отношении произведений иностранных авторов, впервые выпущенных в свет на территории России, авторское право признается за автором-иностранцем;

— авторское право на произведение, созданное российским гражданином и выпущенное в свет за границей, признается за этим гражданином;

— за иностранцем авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за границей, признается в России лишь при наличии международного договора.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведения в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Произведение считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

В отношении произведений иностранных авторов, впервые выпущенных в свет за границей, в России существуют два различных режима, и соответственно можно говорить о двух группах произведений:

а) к первой группе относятся охраняемые произведения. В эту группу входят произведения, опубликованные после вступления Конвенции в силу для СССР, то есть после 27 мая 1973 года, впервые в странах — участницах Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года или гражданами этих стран в других государствах. Охраняемыми являются также произведения, на которые распространяется действие заключенных СССР и Россией двусторонних соглашений о взаимной охране авторских прав;

б) к произведениям второй группы относятся произведения, на которые не распространяются Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года или же двусторонние соглашения с другими государствами о взаимной охране авторских прав. В отношении произведений этой группы действует режим неохраняемых произведений. Автор такого произведения не имеет права требовать, например, уплаты вознаграждения за издание его произведения на нашей территории.

Иностранцы пользуются авторским правом на произведения, впервые появившиеся в РФ или находящиеся на территории РФ в какой-либо объективной форме, на одинаковых основаниях с нашими гражданами. Иностранцу предоставляется национальный режим, то есть те личные и имущественные права, которые установлены нашим законом. Объем прав, принадлежащих автору-иностранцу по закону страны его гражданства, значения не имеет.

Общим моментом в законодательстве большинства стран является то, что произведения культуры, изобретения должны быть зафиксированы в осязаемом виде.

По смыслу Стокгольмской конвенции 1967 года под смежными правами принято понимать права, относящиеся к «исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам».

В настоящее время основными международными документами в области смежных прав являются:

— Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (от 26 октября 1961 года);

— Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971 года);

— Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 года).

Основными формами охраны смежных прав являются:

— использование международного знака охраны смежных прав;

[2]

— предоставление государствами владельцам смежных прав из числа иностранцев национального режима;

— право владельца смежных прав на предотвращение посягательств на свои права путем установления разрешений и запретов;

— обязанность пользователя выплачивать владельцу смежных прав справедливое вознаграждение в денежной форме.

Предусматриваются исключения (изъятия) из охраны в отношении:

— использования в личных целях;

— использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях;

— кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач;

— использования в учебных или научно-исследовательских целях.

Международно-правовая охрана авторских и смежных прав

Основные источники: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. в редакции Парижского акта 1971 г., Всемирная конвенция об авторском праве. Дополнительные: соглашение о торговых аспектах прав интеллектуально собственности 1994 г. (ТРИПС), договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г.

Виды объектов охраны: литературные, научные и художественные произведения, выраженные в письменной, музыкальной, кинематографической и др. формах. Бернская конвенция раскрывает термин «литературные и художественные произведения» как все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены». Охраняются как опубликованные произведения, так и не опубликованные произведения. Ни в Бернской, ни во всемирной конвенциях не упоминаются такие объекты как компьютерные программы и базы данных. Это не означает, что они не пользуются охраной этих конвенций.

Неохраняемые объекты. Бернская конвенция — сообщения о новостях дня или иные сообщения чисто информационного характера. Договор ВОИС — дополнительно устанавливает, что исключатся из охраны идеи, процессы, методы или математические концепции.

Основания предоставления и общие принципы конвенционной охраны авторских прав (бернская и всемирная конвенции). 2 критерия: гражданство автора и территориальный критерий (применяется только в отношении произведений, не являющиеся гражданами стран-участниц и не имеющих в них основного места жительства). Соглашение ТРИПС и договор ВОИС по авторскому праву отсылают к бернской конвенции. Закреплен принцип национального режима.

Условия охраны авторских прав. Охрана авторских прав вне зависимости от соблюдения формальностей (авторское право возникает с момента создания произведения). Срочный характер охраны авторских прав. Всемирная конвенция — охрана не может быть меньше 25 лет после смерти автора. Для фотографий и прикладного искусства — 10 лет. Бернская — 50 лет, для фотографий и прикладного искусства — 25 лет.

Основные права авторов: а) личные неимущественные (моральные): право требовать признания авторства, право противодействовать всякому искажению произведения, способному нанести ущерб чести или репутации автора. б) имущественные: исключительное право автора переводить и разрешать переводы своих произведений, право на воспроизведение, право на передачу в эфир, право долевого участия на оригиналы произведений и рукописей (на долю от цены при каждой последующей продаже), право на переделку произведений и др.

Читайте так же:  Работа в школе без педагогического образования вакансии

Обладателями смежных прав являются артисты — исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Объектами смежных прав выступают соответственно исполнение (чтение, декламация, пение, игра на музыкальных инструментах, исполнение любым иным способом литературного или художественного произведения); фонограмма (исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или иных звуков); передача в эфир, под которой понимается передача беспроволочными средствами звуков или изображений для приема публикой (ст. 3 Римской конвенции). Вышеперечисленные объекты упоминаются в международных конвенциях. Кроме них к объектам смежных прав относятся передачи организаций кабельного вещания и иные объекты, отнесенные к таковым национальными законами.

Основания предоставления охраны исполнителям установлены ст.4 Римской конвенции. Для этого достаточно любого из следующих условий: исполнение имело место в другом договаривающемся государстве; исполнение включено в фонограмму, охраняемую на основании данной Конвенции; исполнение, не записанное на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой на основании данной Конвенции.

Основания предоставления охраны производителям фонограмм предусмотрены в ст. 5 Римской конвенции. Охрана предусмотрена по критерию национальности производителя — если производитель фонограммы является гражданином (юридическим лицом) договаривающегося государства; по критерию места первой записи звука; наконец, по критерию места первой публикации (должно быть договаривающееся государство).

Международно-правовая охрана авторских прав.

Международные договоры, участником которых является Российская Федерация, являются источниками права, однако занимают обособленную позицию в иерархии.

В пункте 4 статьи 15 Конституции указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» Конституция РФ. Это же правило закреплено непосредственно в Гражданском кодексе РФ в пункте 1 статьи 7. В обоих документах так же закреплен принцип превалирования норм международного права над нормами национального права: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора» Гражданский кодекс РФ (п.2, ст.7).

Ниже будут подробно рассмотрены некоторые из договоров, регулирующие институт Авторского права.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Основным разработчиком этого документа являлась Международная литературная ассоциация (1878 г.), в 1884 г. переименованная в Международную литературную и художественную ассоциацию. Бернская конвенция была заключена в 1886 году и подписана представителями десяти государств — Англии, Бельгии, Гаити, Германии, Испании, Италии, Либерии, Туниса, Франции и Швейцарии. С тех пор Конвенция претерпела значительные изменения. Текст действующей Конвенции соответствует Парижскому акту 1971 года, измененному в 1979 году.

Законодательство, соответствующее требованиям Бернской конвенции, появилось в нашей стране только в 1993 году, а в 1995 году (с 13 марта) Россия стала полноправным членом Бернской конвенции.

Этот документ до сих пор является главным международным «инструментом» в сфере охраны авторских прав. Членами Бернской конвенции в настоящее время являются более 165 государств, которые образуют собой Бернский союз. Администрирует Бернскую конвенцию Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

В основе Бернской конвенции лежат следующие принципы охраны произведений:

· принцип национального режима — произведения пользуются во всех государствах Союза той же охраной, какая предоставляется произведениям их собственных граждан (п.3 ст.5 Конвенции);

· принцип автоматической охраны — охрана произведений не обуславливается выполнением каких—либо формальностей, например регистрации, депонирования, опубликования, обнародования (п.2 ст.5 Конвенции);

· принцип независимости охраны — охрана произведений в странах Союза не зависит от охраны в стране происхождения произведения (п.1 ст.5 Конвенции);

· принцип ретроактивной охраны — после вступления в члены Союза страна охраняет созданные в странах Союза произведения, даже если они до вступления в Союз не охранялись в этой стране (ст.2, ст.6bis);

· принцип ограничения права на воспроизведение — допустимо воспроизведение произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора (п.2 ст.9).

Конвенция устанавливает следующие минимальные нормы охраны, которые распространяются на подлежащие охране произведения и предоставляемые права, а также на срок охраны.

1) Охрана распространяется на научные, литературные или художественные произведения, независимо от способа или формы их выражения.

2) Личными неимущественными правами автора признаются:

· право авторства на произведение;

· право на защиту репутации автора.

Имущественными правами признаны:

· право на воспроизведение произведения;

[1]

· право на публичное исполнение произведения;

· право на сообщение для всеобщего сведения исполнения произведения;

· право на переработку произведения.

3) Охрана начинается с момента создания произведения и продолжается не менее 50 лет после смерти автора.

В 1979 г. в Бернскую конвенцию введен Дополнительный раздел для привлечения в ее члены развивающихся стран.

Однако не всё положения рассматриваемой Конвенции были приняты Россией, так, например, в нашем законодательстве была использована возможность, оговоренная пунктом 6 статьи 7: «Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами» Бернская конвенция. В России срок действия исключительных прав на произведения составляется не 50 лет после смерти автора, а 70 (п. 3 ст. 1281).

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 386 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

  2. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

  3. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
  4. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
Международно-правовая охрана авторских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here