Организация использования земель сельскохозяйственного назначения

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Организация использования земель сельскохозяйственного назначения". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Рациональное использование земель – неотъемлемая часть законодательства на сегодняшний день, включающий в себя требования как по охране природы, так и по максимальной нагрузке производства в сельском хозяйстве. При этом такие требования законодательства не имеют краткосрочного характера и направлены на получение эффекта в течение десятков лет. Потому текущим распорядителям земельных участков они могут показаться слишком иррациональными, но, тем не менее, их неукоснительное соблюдение очень важно для общего состояния земель и природы.

[1]

Рациональное использование земли: понятие и цели

Многие авторы, определяя рациональность в землепользовании, отмечают, что данное понятие включает в себя как экономическую рентабельность, так и охрану эксплуатируемой земли и прилегающих природных объектов в целом. Таким образом, можно выделить две составляющие данного понятия:

К сожалению, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве, направленные на регулирование указанных составляющих, представляют их как нечто взаимно не связанное. Это вызывает сложности в применении права в указанной сфере. Между тем обеспечение обеих составляющих на практике также не представляется возможным полностью.

Использование земли, как и любого другого природного ресурса, сопряжено с нагрузками на природу и с причинением ей вреда. Полностью безвредное производство на сегодняшний день считается невозможным.

Из-за этого определены цели, которые устанавливают рациональность землепользования. К таким целям относятся:

  1. Учёт природных условий и экономических показателей на соответствующей территории.
  2. Обеспечение интересов общества в целом.
  3. Эффективность производственного процесса.
  4. Охрана качественных характеристик земель и их воспроизводство.

Указанные цели всегда неизменны и их обеспечение зависит от технологической развитости производства, экономического уровня, потребностей общества.

Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании

Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:

  1. Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
  2. Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
  3. Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.

Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.

Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.

Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.

Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.

Освоение новых земельных угодий

Помимо потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах, сельхозугодья подлежат расширению за счёт целинных земель различных неиспользуемых фондов лишь при наличии следующих условий:
  1. Расширение вызвано необходимостью восполнения фонда сельхозугодий вследствие отбора их части для иных нужд (расширение границ городов, создание могильников и т. д.).
  2. Развитие промышленного производства, требующего большего количества сельскохозяйственной продукции.
  3. При консервации земель сельхозугодий вследствие истощения почвы, создание лесных угодий в пределах населённых пунктов.

Освоение новых земель под нужды сельского хозяйства не может являться спланированным или разовым мероприятием. Это происходит постепенно и неравномерно по территории России. Основным критерием являются нужды отдельных хозяйствующих субъектов.

Чем быстрее происходит технологическое обновление производства, тем больше природных ресурсов оно начинает потреблять. Именно в этой ситуации необходимо применение норм экологического контроля, которые направлены на недопущение ухудшения экологического состояния, что в дальнейшем ведёт к снижению экономической рентабельности земли.

Мониторинг и охрана земель

Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.

Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.

Мониторинг за состоянием земель является неотъемлемой частью охраны земель. Охрана земель представляет собой целый комплекс мероприятий агротехнического, экономического и правового характера, без которых осуществление рационального землепользования представляется невозможным.

Основными признаками, по которым определяется нерациональное землепользование, являются:

  • различные виды эрозии;
  • засоление;
  • засорение промышленным мусором;
  • иссушение;
  • затопление;
  • засорение горной почвой.

В зависимости от наличия тех или иных признаков усталости земельных угодий и применяются меры по охране земель. Оценка эффективности таких мер производится исходя из непосредственного улучшения состояния почвы, повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

Методы охраны земель

По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:

  1. Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
  2. Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
  3. Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
  4. Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
  5. Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.

Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.

Контроль над рациональным землепользованием

Подобный контроль осуществляется на многоуровневой основе, и первым звеном является сам субъект хозяйственной деятельности. Ведь будь то человек или юридическое лицо, главным для него при эксплуатации земельных ресурсов является экономическая целесообразность. Но контрольные функции государства всё-таки остаются неотъемлемым и обязательным условием такого контроля.
Читайте так же:  Является ли садовый дом объектом капитального строительства

На данный момент в Российской Федерации функцию по осуществлению учёта и мониторинга за состоянием земельных угодий осуществляет служба кадастра. Именно на это учреждение возложены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением субъектами использования земельных ресурсов законодательства.

Однако их полномочия ограничены лишь административными методами, когда как в законодательстве имеются положения об имущественной и уголовной ответственности виновных лиц. В подобных случаях в качестве контролирующих органов выступают учреждения юстиции и прокуратура.

В основном деятельность таких органов направлена на пресечение и предупреждение нарушений в сфере рационального использования земель путём проведения периодических проверок, привлечения виновных лиц к ответственности.

Помимо контрольных полномочий, кадастровая служба ответственна за периодические проверки качества почвы. Главным образом проводятся геоботанические обследования, целью которых является оценка экономической выгодности использования того или иного земельного участка. Таким образом определяется, обеспечивается ли должное рациональное землепользование в том или ином конкретном случае.

Значение рационального землепользования

Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу. Вместе с тем они позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения. Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.

В целом, рациональное землепользование дает обществу:
  • эффективное экономическое производство;
  • оптимальный расход природных ресурсов;
  • охрану земель от негативного воздействия производственного процесса;
  • постепенное освоение новых ресурсных баз;
  • интенсивное землепользование.

Указанные цели достигаются путем мероприятий охраны земель и обеспечения рационального землепользования. Однако применение таких методов и осуществление мероприятий должно быть исключительно правовым, то есть соответствовать требованиям законодательства.

Требования законодательства в сфере рационального землепользования

Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками. Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.

В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.

По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:

  • экономическая прибыльность;
  • сохранение земельного фонда.

К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Земли, которые используются для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ, организации фермерского хозяйства,огородничества и садоводства, относятся законодательством к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Территория государства состоит из определенных участков, которые отличаются между собой своим прямым целевым предназначением. Основной и наиболее многочисленной категорией являются территории, пригодные для ведения сельскохозяйственных работ.

Данные земли объединены решающим фактором, который определяет качество и свойства земли, – плодородные способности почвы. Ряд граждан, которые являются владельцами, собственниками и пользователями земельных участков, эксплуатируют свое недвижимое имущество в сельскохозяйственных целях. Поэтому каждый субъект земельных правоотношений должен знать, что представляют собой земли сельскохозяйственного назначения, их правовой режим.

Земли сельскохозяйственного назначения, их состав

Земли, которые используются для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ, организации фермерского хозяйства,огородничества и садоводства, относятся законодательством к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения, их понятие, состав подробно описаны в Земельном кодексе РФ.

Сельскохозяйственные территории – это такие участки, которые находятся непосредственно за чертой жилых поседений, а также предоставляются гражданам для удовлетворения потребностей сельского хозяйства. Такое определение данной категории земель возможно при соблюдении всех условий деления территорий на разновидности, исходя из особенностей прямого целевого предназначения. Основное функциональное предназначение данных зон:

  • организация на земельных участках пашен;
  • насаждение многолетних культур;
  • возведение построек и сооружений для сельскохозяйственного использования.

Указание по использованию территорий в сельскохозяйственных целях носит временный характер, так как может измениться при перемене вида целевого использования, поэтому при определении таких территорий стоит ориентироваться на генеральные планы, правила использования земель.

Определяющим свойством земель при категориальном распределении сельскохозяйственных зон является плодородие почвы, а также возможности производства продукции для сельского хозяйства.

В отличие от земель транспорта и промышленности, где территории выступают лишь базой, в сельском хозяйстве, садоводстве и огородничестве почва является основным производственным инструментом.

Состав земель сельскохозяйственного назначения утверждается высшим земельным законодательством и включает в себя следующие разновидности участков для оптимизации сельского и лесного хозяйства:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • территории, на которых расположены коммуникационные конструкции;
  • территории замкнутых водоемов;
  • участки, в пределах которых расположены внутрихозяйственные дороги;
  • зоны, которые включают насаждения древесной или кустарниковой растительности. Такие посадки предназначаются для создания защиты территорий от воздействия природных, техногенных, стихийных и антропогенных факторов;
  • участки, на территории которых расположены постройки, здания, сооружения и строения, которые предназначены для производства, сохранения и первичной обработки любых видов продукции сельского хозяйства.
Читайте так же:  Пенсионный фонд материнский капитал курган

Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Земельные территории, эксплуатация которых ограничивается сферой сельского хозяйства, на законной основе предоставляются в распоряжение частных лиц, которые изъявляют желание вести личное хозяйство и предпринимательскую деятельность.

На собственных территориях граждане имеют право организовать личное подсобное хозяйство, которое может быть представлено в любой форме – строительство жилых или подсобных построек, организация животноводческих ферм, садоводство или огородничество. Независимо от видов использования частные лица имеют право:

  • самостоятельно хозяйствовать на своих участках;
  • использовать для фермерских целей все залежи распространенных видов полезных ископаемых, природные объекты;
  • строить любые постройки, конструкции и сооружения.

Территориальные участки для ведения огородничества и садоводства могут предоставляться не только для частного использования, но и для эксплуатации в коллективной форме. Это коллективные объединения, которые состоят из отдельных участков, собственность которых определяется за отдельными гражданами, но административное управление объединения осуществляется на общих основаниях.

Территории сельскохозяйственного использования могут предоставляться во владение, собственность или использование любых юридических лиц, при условии соблюдения законной процедуры передачи земель.

В соответствии с действующим законодательством сельскохозяйственные территории предоставляются в распоряжение:

  • Коммерческих организаций – товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, обществ. Данные учреждения могут эксплуатировать земельные территории для ведения любых видов сельскохозяйственных работ, а также возведения защитных насаждений;
  • Учреждений, созданных на некоммерческой основе, – потребительских кооперативов, образовательных учреждений общего профиля, религиозных организаций, научных учреждений, образовательных и научных организаций сельскохозяйственного профиля (опытно-производственные, учебно-опытные, научно-исследовательские, учебные и др.). Данные учреждения используют данные территории в научных и исследовательских целях для оптимизации и разработки мер по охране почвы;
  • Казачьих обществ и коренных малочисленных народов северных регионов страны для организации сельскохозяйственных и фермерских производств.

Сельскохозяйственные угодья как один из видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Сельскохозяйственные угодья – это объекты правового регулирования, которые выступают в качестве совокупности земельных территорий, которые входят в состав жилых поселений, промышленных земель и прочих категорий.

Согласно основной классификации земель все угодья сельскохозяйственной сферы подразделяются на следующие виды:

  • пашни;
  • пастбища;
  • луга;
  • территории, в пределах которых организованы насаждения многолетних культур;
  • виноградники;
  • сенокосы;
  • залежи;
  • сады и др.

[2]

Данные зоны подлежат принятию особых охранных мер, поэтому перевод угодий в категорию, подлежащую для использования в несельскохозяйственных целях, возможен в исключительных случаях, которые предусмотрены законодательным порядком. Законом предусмотрены исключительные случаи, которые становятся поводом для изъятия сельскохозяйственных угодий из данной целевой категории, и этот процесс связаны со следующим:

  • соблюдение международных договоров, а также выполнение обязательств государства перед иными странами;
  • разработка и проектирование месторождений по добыче полезных ископаемых, к группе которых не относятся распространенные виды ископаемых;
  • проектирование, возведение и обслуживание любых культурных, социальных, бытовых, образовательных объектов;
  • строительство коммуникационных объектов: автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, различной связи, при условии рациональности данных проектов;
  • выполнение мероприятий по обеспечению обороны и безопасности страны;
  • содержание и обслуживание объектов федерального культурного наследия.

Существуют такие угодья сельскохозяйственного предназначения, которые имеют двойственный и неоднозначный правовой режим. К данной категории относятся территории, которые включаются в состав промышленных зон.

Такие угодья считаются особо ценными, так как должны предоставляться любым организациям, которые работают в сфере нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, исключительно после разработки прочих угодий.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

строительство на земля для ведения огородничества

если на землях отведенных для ведения огородничества арендаторы задумали строительство дома и бани, законно ли это

Жилой дом предназначен для постоянного проживания человека и дает возможность зарегистрироваться в данном помещении только в том случае, если гражданин является владельцем дома или же получил разрешение в письменной или устной форме. Предназначение садовых домиков – сезонный отдых весной и летом. Проживать в них долгое время нельзя, потому что не проведены коммуникации. Чаще всего их используют для хранения сельхоз инвентаря. Собственники такой недвижимости проживают в садовых домиках в весенний период несколько дней и в летний период, когда сад и огород требует ухода. Частный же дом предназначен для проживания в любое время года, к нему подведены все коммуникации, и в нем можно провести время с комфортом. Важно! Садовый домик может преобразоваться в жилой, причем большинство собственников проводят эту процедуру, только домик должен соответствова должен соответствовать следующим критериям: безопасность. Нормы безопасности должны быть соблюдены, и подключены все коммуникации; земля, на которой построено здание, должна принадлежать владельцу постройки и не должна быть под обременением. Если же участок соответствует критериям, идем в органы местного самоуправления с заявлением.

Статьей 51 Градостроительного кодекса России установлено, что строительство разрешается только для следующих объектов: гараж на участке, предназначенном под садоводство; вспомогательное сооружение, которое не относится к капитальному строительству (сарай, навес, ангар). Получить разрешение на строительство жилого или садового домика не нужно. Хотя если земельный участок располагается на территории садоводческого некоммерческого объединения, владелец должен соблюдать нормы статьи 34 Федерального закона № 66-ФЗ и Строительным нормам и правилам СП 53.13330.2011. Данные нормы обязывают собственника при строительстве учитывать территориальный проект межевания либо планировки. Свод правил застройки садоводческих объединений утверждается на собрании.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также им определяют различные параметры, особенно: планировочные решения индивидуальных земельных участков; качество и внешний вид ограждений; удаленность объектов строительства от других объектов и ограждения; обустройство компостной ямы; удаленность от дороги жилого здания. Вступительные и членские взносы идут на территориальное обустройство объединения. Также из средств общего бюджета обеспечивается охрана участков объединения и самой территории, шлагбаум и пропускной пункт. Если есть необходимость, то общим собранием определяется местоположение баков для отходов и порядок вывоза мусора. Если владелец участка нарушает правила, тогда объекты строительства признаются самовольными, и судебным решением собственника обяжут убрать этот объект (статья 222 ГК РФ). Как изменить категорию земли для садоводства Такие вопросы решают органы местного самоуправления.

Читайте так же:  Как оформить пенсию по инвалидности ребенку

Российское законодательство устанавливает возможность сноса построек, которые производились самовольно, но основанием этому может служить только обоснованное решение органа местного самоуправления или суда. Такое возможно: при постройке на участке земли, который не принадлежит лицу, возводившему здание. Если право собственности на земельный участок в садоводческом некоммерческом товариществе или ином объединении на документальном уровне не оформлено, не стоит начинать стройку; при нарушении норм и правил строительства в момент стройки жилого здания. В большинстве подобных случаев придется сносить постройку, если нарушение норм угрожает окружающей среде или безопасности людей; при ущемлении прав иных лиц, например, соседей. В случае наличия земельного участка под садоводство надо узнать, какие постройки разрешено строить на нем. Может лучше будет переоформить предназначение земельного участка.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Классификация земель

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Земли сельскохозяйственного назначения

Содержание статьи:

Территории, которые расположены за пределами территорий населенного пункта и предназначенные для сельхознужд, называются землями сельскохозяйственного назначения. Такие площади подходят для организации посадок, постройки помещений сельхозназначения, устройства животноводческого хозяйства и других мероприятий. Могут быть отданы людям для разбивки садов и огородов.

Регулируют эксплуатирование наделов данного типа следующие нормативные правовые акты:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Земельный кодекс РФ.
  • Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Массивы эксплуатируются лишь в рамках своего целевого назначения. Для площадей назначается особый режим землепользования, который контролируется уполномоченным ведомством.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения даны в ст. 77 ЗК РФ. В комплекс таких территорий включены следующие группы наделов:

  • сельхозугодья, передаваемые в пользование гражданам для дальнейшего эксплуатирования;
  • площади, занятые дорогами, для внутрихозяйственного пользования;
  • лесопосадки, используемые для защиты территорий от негативного влияния отрицательных температур, ветров и иных природных явлений;
  • наделы, занятые водными объектами, гидротехническими комплексами;
  • территории, используемые для постройки хранилищ сельхозпродукции и ее изготовления.

Каждая категория земель сельскохозяйственного назначения имеет свои особенности, в рамках которых осуществляется ее дальнейшее использование. Регламентируется эксплуатация территорий соответствующими статьями земельного кодекса и федеральными законодательными актами.

Для чего используются земли сельскохозяйственного назначения?

По ст. 78 ЗК РФ наделы сельхозназначения используются лишь согласно перечню определенных действий. Виды использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. Организация сельхозпроизводства.
  2. Создание лесонасаждений.
  3. Проведение научно-исследовательских работ, а также организация учебного производства.
  4. Для внедрения аквакультуры или рыбоводства.

Такие территории выделяются фермерам или гражданам для организации ЛПХ, разбивки сада, огорода. Товарищества, кооперации, казачьи общества и религиозные общины вправе использовать сельхозугодья для своих нужд.

Учебные заведения могут воспользоваться площадями для проведения практических занятий или при выполнении подготовки кадров в области сельского хозяйства. Коренные малочисленные народности государства вправе получить земельные массивы для организации и развития традиционных промыслов, хозяйствования.

В том случае, если имеется проект рекультивации подобных территорий, наделы отдаются в пользование для прокладки дорожного покрытия, ЛЭП, газопровода или нефтепровода. Изменение целевого назначения земель не требуется. Также наделы данной категории могут эксплуатироваться как охотничьи угодья.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий

В статье 79 ЗК РФ указано, что к сельскохозяйственным угодьям относятся территории, которые используются для посадки насаждений, культурных растений, разведения домашних животных и других хозяйственных процессов, отвечающих прямому использованию наделов.

К таким площадям можно отнести:

  • пашни и сенокосы;
  • пастбища;
  • залежи природных ископаемых;
  • посадки многолетней группы – сады, виноградники.

Все эти наделы, включенные в состав сельскохозяйственных угодий, обладают приоритетом в эксплуатации, и относительно них устанавливается специальный правовой режим землепользования.

Массивы, являющиеся особенно ценными и продуктивными, эксплуатируемые учреждениями, занимающимися научной и исследовательской деятельностью и земли, цена которых больше средней кадастровой стоимости по муниципальному образованию, включаются в перечень массивов, не используемых для иных нужд.

Территории, которые появились в результате процедуры приватизации земель сельхозназначения, могут быть использованы только согласно положениям ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Цели создания фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы фермеры и обычные граждане могли осуществлять свои работы в полном объеме и для увеличения возможностей обществ, организации собственного подсобного хозяйства, разбивки сада или огорода, для разведения домашних животных. Также они могут быть использованы для заготовки сена, как пастбища.

Порядок и правила формирования фонда определены законодательством. В его состав включаются земельные участки, которые государство, субъект федерации, муниципалитет приобретают в рамках установленных федеральным законодателем оснований. Исключением являются случаи, когда территория изымается для нужд госорганов или администрации.

После того как земли поступили в фонд перераспределения, муниципалитет или госорган, занимающиеся этим вопросом обязаны оповещать население путем публикации сведений в местных средствах массовой информации, а также предоставлять материалы по конкретному участку, если имеется официальное заявление.

Земли фонда перераспределения

Правила и порядок формирования фонда перераспределения изложены в ст. 80 ЗК РФ. Согласно положениям данной статьи, в состав обозначенной земельной базы могут входить наделы, переданные в следующих ситуациях:

  • если владелец или временный распорядитель территории добровольно отказался от пользования территорией. При таких обстоятельствах земля стала бесхозной и поступила в распоряжение субъекта федерации или муниципалитета, которые в дальнейшем имеют право передать надел населению для более эффективного использования;
  • когда владелец земли скончался и нового собственника не нашлось либо отсутствуют преемники, а также в случае, если все наследующие лица лишены прав на имущество согласно действующему законодательству;
  • при изъятии территорий у владельцев или временных распорядителей на основании решения суда или для нужд госорганов или муниципальных властей;

Каждый из наделов направляется в фонд перераспределения и в дальнейшем может быть оформлен в пользование населению или компаниям для эксплуатирования.

Использование земель осуществляется в рамках положений ст. 78 ЗК РФ. Территории могут быть отданы:

  • для с/х производства;
  • с целью организации лесопосадки, для защиты территорий от эрозии и других негативных воздействий окружающей среды;
  • учреждениям, осуществляющим научную или исследовательскую деятельность, которые занимаются организацией практической работы и выполняют подготовку кадров для будущего трудоустройства в сельскохозяйственной сфере;
  • кооперативам и товариществам, для того чтобы земли были переданы гражданам с целью разбивки сада или огорода;
  • потребительским кооперативам, религиозным общинам или казачьим обществам для использования территории по своим нуждам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации мест жительства и сохранения традиционных видов промысла страны.

Все вопросы, возникающие при эксплуатировании земель данной группы решает уполномоченное ведомство, руководствующееся положениями действующего законодательства.

После того как земли поступили в фонд перераспределения, в отношении них проводится соответствующий анализ, позволяющий определить состояние территории и выяснить, какой способ эксплуатации в дальнейшем будет наиболее рациональным.

Кроме этого, для каждого участка составляется общая характеристика, включающая описание территории, ее местоположение, качественные и количественные показатели.

Вся указанная информация находится в открытом доступе и каждое заинтересованное лицо вправе обратиться к сотруднику уполномоченного ведомства и получить необходимые сведения о конкретном участке.

Читайте так же:  Материнский капитал красноярск

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия.

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения — земли,

    1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
    2. предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.

Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что з емли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

    1. для ведения сельскохозяйственного производства,
    2. для создания защитных лесных насаждений,
    3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
    4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий .

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  2. граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  3. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  4. некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  5. казачьи общества;
  6. опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  7. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:

    • Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
    • Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
    • Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Законодательством установлен особый режим предоставления, использования и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Ст. 81 ЗК РФ устанавливает особенности п редоставления земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Читайте так же:  Является ли садовый дом объектом капитального строительства

Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения устанавливается:

    1. Земельным кодексом РФ;
    2. федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве;
    3. федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
    4. федеральным законом о личном подсобном хозяйстве;
    5. федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
    6. другими федеральными законами;
    7. законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 10 закона устанавливает, что з емельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. .

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 80 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель в целях:

    • перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
    • осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности,
    • создания и расширения личных подсобных хозяйств,
    • ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут

    • передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду , а также
    • предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Возможна передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок . При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3% его кадастровой стоимости.

Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 6 ФЗ).

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если

    1. земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли , повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки;
    2. в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В срок, указанный в п. 2, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка.

Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания .

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.

  2. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  3. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.
  5. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
Организация использования земель сельскохозяйственного назначения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here