Органы уполномоченные составлять административные протоколы

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Органы уполномоченные составлять административные протоколы". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 28.1 КоАП РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи раскрывает поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.

Должностное лицо имеет право возбудить дело об административном правонарушении только при наличии одного из поводов и достаточных данных, говорящих о том, что правонарушение было совершено. Есть определенные моменты, с наступлением которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. Часть 4 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень таких событий.

Пункт 1 комментируемой части это непосредственное обнаружение должностным лицом, которое может составить протокол об административном правонарушении, достаточных данных, которые свидетельствуют о том, что правонарушение совершено.

Указанные в п. п. 2, 3 комментируемой части материалы, сообщения, заявления могут быть отнесены к поводам к возбуждению дела об административном правонарушении после рассмотрения соответствующих материалов, сообщений, заявлений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Исчерпывающий перечень указанных должностных лиц определен ст. 28.3 Кодекса. По результатам рассмотрения материалов, заявлений, сообщений указанные должностные лица возбуждают дело либо выносят мотивированное определение об отказе в возбуждении дела.

Читайте так же:  Получить российское гражданство в упрощенном порядке

В пункте 4 речь идет о фиксации правонарушения средствами фото- и киносъемки и видеозаписи, работающими в автоматическом режиме. В этом случае дело об административном правонарушении также возбуждается автоматически, например, в отношении владельца ТС, нарушившего скоростной режим.

3. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.12, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 14.13, ст. ст. 14.21, 14.22, ч. 1 ст. 14.23 (осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом), ч. 2 ст. 14.23 (заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия) КоАП (см. комментарий к этим статьям), являются поводы, указанные в п. п. 1, 2 ч. 1 комментируемой статьи, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

4. Производство по делу об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о применении мер обеспечения производства по делу в тех случаях, когда составление указанного протокола является обязательным, либо с момента составления протокола об административном правонарушении, протокола о доставлении, протокола об административном задержании, в которых делается запись о применении мер обеспечения производства по делу. Составление отдельного протокола о применении соответствующей меры обеспечения производства по делу, наряду с протоколом об административном правонарушении, является обязательным при осуществлении административного задержания (см. комментарий к ст. 27.3); осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8); отстранения от управления транспортным средством (см. комментарий к ст. 27.12); направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (см. комментарий к ст. 27.12); ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (см. комментарий к ст. 27.14).

При применении доставления, при изъятии вещей и документов составление отдельного протокола о применении данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не является обязательным: в данных случаях должностное лицо вправе внести соответствующую запись в протокол о доставлении или в протокол об административном задержании. При применении меры административного пресечения в виде задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации составляется отдельный протокол либо вносится соответствующая запись в протокол об административном правонарушении. Протокольное оформление не предусмотрено в случае применения привода, осуществляемого ОВД по определению судьи (см. комментарий к ст. 27.15).

Согласно п. 2 ч. 4 комментируемой статьи дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае возбуждения дела прокурором протокол об административном правонарушении не составляется (см. ч. 1 ст. 28.2, ч. 2 ст. 28.4).

5. Возбуждать дела об административных правонарушениях, применительно к ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи, вправе только должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях согласно ст. 28.3 Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.7 Кодекса решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (см. комментарий к ст. 28.7).

О мерах обеспечения производства по делу об административном правонарушении см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.15.

Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении (согласно Большому юридическому словарю Додонова В. Н) — это административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении.

Согласно п.1 ст. 28.2 Кодекса об административном правонарушении о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 (возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором), частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 (назначение административного наказания без составления протокола) Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Помимо случаев, предусмотренных частью 1 ст. 28.3, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в ст.28.3:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции)

2) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций

3) должностные лица налоговых органов — об административных правонарушениях

4) должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

5) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

6) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

7) должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере

8) должностные лица таможенных органов

9) должностные лица органов экспортного контроля

10) должностные лица пограничных органов

11) и тд. (предусмотрено 102 должностных лица в ч.2 ст.28.3)

Читайте так же:  Как получить сертификат на материнский капитал документы

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, часть 5 ст.28.3 предусматривает следующих лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях:

1) члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума

2) члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

3) инспектора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации

4) должностные лица государственных внебюджетных фондов

5) должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы

6) должностные лица органов ведомственной охраны

7) государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях

8) капитаны морских судов, капитаны судов внутреннего плавания, капитаны судов смешанного (река — море) плавания

9) и тд. (Всего предусмотрено 15 лиц)

[3]

Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Часть 6.2. ст.28.3: Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных и совершенных на территориях субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации при условии, что передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8809 —

| 7166 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Органы уполномоченные составлять административные протоколы

Наделение должностных лиц полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении вытекает из контрольно-надзорных функций органов (должностных лиц) и их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Должностное лицо действует в пределах своих служебных обязанностей и составляет протокол за нарушение тех правил, за соблюдением которых на него возложено осуществление контроля.

В данной статье устанавливается общее правило, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. Так, протоколы об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

  • 1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
  • 2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
  • 3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции; 4) уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

[2]

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соотетствии с нормами гл.23 КоАП, обладают этими полномочиями в полном объеме и при составлении протокола, если не установлено иное.

Видео (кликните для воспроизведения).

Частью 2 статьи 28.3 К РФ об АП предписывается, в каких случаях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, указанных в данной статье, зависит от множественности и многообразия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, а в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом право составлять протокол предоставляется должностным лицам организаций, не входящих в систему органов исполнительной власти. В частности, в случаях предусмотренных в ч.5 статьи 28.3 К РФ об АП, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательные комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; инспектора Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Следует заметить, что правом составлять протокол не наделены представители общественной организации или органа общественной самодеятельности, что обусловлено их иной правовой природой: общественные объединения независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти. Ивлиев Г.П. Основания применения мер процессуального принуждения: Дисс. . канд. юрид. наук. — М.,2001. Примером может служить деятельность профсоюзных инспекторов по охране труда: согласно действующему законодательству в случае выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, взаимодействуя с государственными органами надзора и контроля, они имеют право только обращаться в Федеральную инспекцию труда или подведомственные ей государственные инспекции труда для принятия неотложных мер, что является поводом к проверке информации и составлению протокола.

Читайте так же:  Распоряжение материнским капиталом ежемесячно

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять административное правонарушение, обусловлен и характером административного правонарушения.

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

См. комментарии к статье 28.3 КоАП РФ

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ в часть 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 229-ФЗ

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Читайте также:

  1. IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг 1 страница
  2. IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг 2 страница
  3. S:Предметом преступления, предусмотренного ст. 228.3. УК являются
  4. Административная ответственность участников производства по делам об административных правонарушениях.
  5. Административно — правовой статус субъектов административных правоотношений.
  6. Административно-процессуальные акты и документы в производстве по делам об административных правонарушениях.
  7. Административных процедур
  8. Административных процедур
  9. Арендатор, которому не было передано сданное внаем имущество, не может истребовать его у третьего лица, в пользовании которого оно фактически находится. 1 страница
  10. Арендатор, которому не было передано сданное внаем имущество, не может истребовать его у третьего лица, в пользовании которого оно фактически находится. 2 страница
  11. Балансирующая статья счета 4
  12. Билет 47. Коммерческие юридические лица, товарищества и общества.

Статья 23.40. Органы государственной инспекции по маломерным судам

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления, этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

1) Органы государственной инспекции по маломерным судам рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23 (в части выпуска в эксплуатацию и эксплуатации маломерных судов с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума), частью 2 статьи 11.7, статьями 11.8 – 11.12, частью 2 статьи 11.13 настоящего Кодекса.

2) Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в праве:

3) руководитель государственной инспекции по маломерным судам, его заместители;

4) руководители территориальных органов государственной инспекции по маломерным судам, их заместители;

5) начальники бассейновых государственных инспекций по маломерным судам, их заместители;

6) государственные инспектора по маломерным судам.

1)Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

2)По мимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации:

48) должностные лица органов государственной инспекции по маломерным судам – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.

Должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и иных государственных исполнительно-распорядительных органов осуществляют все процессуальные действия, предшествующие вынесению постановления о назначении административного наказания, например, назначают административное расследование, что влечет за собой осуществление сопряженных с ним действий по проведению экспертизы, взятию проб и образцов, и составляют протокол о правонарушении после проведения административного расследования. Оценка доказательств и вынесение постановления о назначении административного наказания отнесены к ведению судей судов общей юрисдикции или судей арбитражных судов.

Читайте так же:  Доверенность на получение прав

Таким образом, к должностным лицам органов, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, относятся должностные лица:

  • o федеральных органов исполнительной власти (в том числе лицензирующих органов) с подчиненными им органами;
  • o государственных исполнительно-распорядительных органов (к ним относятся должностные лица ЦБ РФ и Счетной палаты РФ);
  • o государственных внебюджетных фондов, а также иные должностные лица, осуществляющие публичные полномочия (например, должностные лица избирательных комиссий, комиссий референдума, а также должностные лица образуемых муниципальными органами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых выносится постановление о прекращении производства по делу, определен ч. 1 ст. 29.9 КоАП. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. ст. 24.5), а также в случаях:

  • o объявления устного замечания (см. ст. 2.9);
  • o прекращения производства по делу в случае, если в деянии выявлен состав преступления (см. п. 3 ч. 11 ст. 29.9);
  • o освобождения лица от административной ответственности в случаях, предусмотренных ст. 6.8, 6.9 и 14.32, в соответствии с примечаниями к указанным статьям (см. п. 4 ч. I1 ст. 29.9). Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, до передачи дела на рассмотрение — в соответствии со ст. 28.9, либо по результатам рассмотрения дела — согласно п. 2 ч. 1 ст. 29.9.

Исчерпывающий перечень обстоятельств, не совместимых с производством по делу об административном правонарушении, установлен п. 1-8 ч. 1 ст. 24.5 КоАП.

Отсутствие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП) означает, что факт совершения проступка не подтвержден. Это возможно либо при отсутствии в действии (бездействии) признаков предусмотренного КоАП противоправного деяния, либо при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 24.5 КоАП к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, относится издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии отнесено к исключительному ведению Государственной Думы и осуществляется в отношении индивидуально не определенных лиц. В отличие от амнистии, институт помилования отдельных лиц свойствен уголовному праву, помилование осуществляется Президентом РФ в отношении определенного лица.

Осуществление мер административной ответственности (т.е. применение административных наказаний) сопряжено с ограничением прав и свобод человека. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ это допускается только федеральным законом. Отмена федерального закона, устанавливающего административную ответственность (см. п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП), устраняет противоправность данного действия (бездействия), совершение которого не является административным правонарушением и соответственно не влечет применения санкций.

Отмена предписаний КоАП, устанавливающих административную ответственность, допускается только федеральным законом.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, совпадают с обстоятельствами, исключающими производство по уголовному делу, либо с обстоятельствами, влекущими прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого: согласно ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 27 УПК к ним, в частности, относятся отсутствие в деяниях события преступления, состава преступления, смерть подозреваемого или обвиняемого (за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, издание акта амнистии).

Ликвидация юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не относится к обстоятельствам, исключающим производство по данному делу.

При выявлении хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в процессе рассмотрения указанного дела судья, орган, должностное лицо выносят постановление о прекращении производства по данному делу (см. ст. 29.9 КоАП).

Выявление указанных обстоятельств на этапе, предшествующем рассмотрению дела об административном правонарушении, влечет прекращение производства по указанному делу на основании постановления, вынесенного органом, должностным лицом, в производстве которых находится это дело (см. ст. 28.9 КоАП).

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Наделение должностных лиц полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении вытекает из контрольно-надзорных функций органов (должностных лиц) и их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Должностное лицо действует в пределах своих служебных обязанностей и составляет протокол за нарушение тех правил, за соблюдением которых на него возложено осуществление контроля.

В данной статье устанавливается общее правило, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. Так, протоколы об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

  • 1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
  • 2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
  • 3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции; 4) уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соотетствии с нормами гл.23 КоАП, обладают этими полномочиями в полном объеме и при составлении протокола, если не установлено иное.

Частью 2 статьи 28.3 К РФ об АП предписывается, в каких случаях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Читайте так же:  Купить дом под материнский капитал в новошахтинске

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, указанных в данной статье, зависит от множественности и многообразия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, а в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом право составлять протокол предоставляется должностным лицам организаций, не входящих в систему органов исполнительной власти. В частности, в случаях предусмотренных в ч.5 статьи 28.3 К РФ об АП, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательные комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; инспектора Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Следует заметить, что правом составлять протокол не наделены представители общественной организации или органа общественной самодеятельности, что обусловлено их иной правовой природой: общественные объединения независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти. Ивлиев Г.П. Основания применения мер процессуального принуждения: Дисс. . канд. юрид. наук. — М.,2001. Примером может служить деятельность профсоюзных инспекторов по охране труда: согласно действующему законодательству в случае выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, взаимодействуя с государственными органами надзора и контроля, они имеют право только обращаться в Федеральную инспекцию труда или подведомственные ей государственные инспекции труда для принятия неотложных мер, что является поводом к проверке информации и составлению протокола.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять административное правонарушение, обусловлен и характером административного правонарушения.

Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — об административных правонарушениях

2) должностные лица налоговых органов — об административных правонарушениях,

3) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

4) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

3. Помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

4. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:

[1]

1) члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума

2) члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

3) инспектора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

7. Должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1,частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.

  3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  4. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  5. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
Органы уполномоченные составлять административные протоколы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here