Понятие авторского права и его особенности

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Понятие авторского права и его особенности". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Кратко об авторском праве

Что является объектом авторского права

Под данное понятие объекта авторского права попадают произведения науки, литературы и искусства. Степень их значимости, способ реализации и выражения, а также уровень таланта и профессионализма не имеют никакого значения. Стоит отметить, что идеи, принципы, концепции, методы, процессы, языки программирования и т.п. не являются объектом авторского права. Законом охраняется только результат творческого труда гражданина.

Законченное произведение должно быть отличным от других произведений, быть в свою очередь уникальным. Гражданский кодекс РФ не раскрывает понятие «произведение», но исходя из определённых признаков можно сделать вывод, что это: законченный результат умственной деятельности, творческого труда человека с элементами уникальности, который выражен в объективной форме. Его можно подвергнуть оценке, сделать вывод о значимости произведения для искусства.

Автор произведения

Это гражданин, творческим трудом которого создано произведение (объект авторского права). Спонсоры, технический персонал не являются авторами или соавторами объекта авторского права.

Начало временного течения прав автора

С момента создания произведения. Как только Вы что-нибудь нацарапали на листке бумаги, можете себя поздравить, Вы — автор произведения. Независимо от того, обнародованным ли стало произведение или просто лежит на столе, автор данного объекта интеллектуальной собственности наделяется рядом прав. При желании произведение можно обозначить значком копирайт (латинская буква «с» в окружности), но это лишь формальность. Со значком или без оного, объект интеллектуальной собственности будет охраняться одинаково. Государственная регистрация прав на программу для ЭВМ также носит добровольный характер, с её помощью гораздо проще доказать право авторства.

Совокупность прав автора объекта интеллектуальной собственности

Личные неимущественные права:

  • Право авторства;
  • Право автора на имя;
  • Право на неприкосновенность произведения;
  • Право на обнародование произведения.

Иные права:

  • Право на отзыв;
  • Право доступа;
  • Право следования;
  • Право автора на получение вознаграждения за служебное произведение;
  • Право автора произведения, записанного на фонограмму, и авторов аудиовизуального произведения на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях;
  • Право композитора на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Исключительное право на произведение:

Это имущественное право, первоначально оно возникает у автора произведения. Суть его состоит в распоряжении произведением любым законным способом. Исключительное право на произведение может переходить к другим лицам, к примеру, по договору (лицензионному договору) или завещанию.

Срок действия исключительного права на произведение

По стандартной ситуации в течение всей жизни автора и 70 лет после смерти, исчисление идёт с 1 января года, следующим за годом смерти автора. Это срок может быть увеличен, если автор работал в период ВОВ (на 4 года) или был репрессирован. Также, если произведение было создано в соавторстве, то отсчёт срока действия исключительного права на произведение начинается после смерти последнего из соавторов.

[2]

Какими способами можно защитить авторские права. Существуют шесть способов:
  • Признанием права. Суть заключается в праве называться автором произведения. А автор уже обладает целым комплексом прав. Это очень важный момент. Бремя доказывания права авторства лежит на авторе произведения.
  • Пресечение действий, которые нарушают право или создаёт угрозу его нарушение. Актуально при распространении спорного контента или продукции, содержащей спорный объект интеллектуальной собственности.
  • Публикация решения о допущенном нарушении.
  • Возмещение убытков.
  • Компенсация морального вреда при нарушении личных неимущественных прав.
  • Выплата компенсации за нарушение исключительного права на произведение. Может быть назначена вместо возмещения убытков. Есть два способа выплаты компенсации: в двукратной стоимости экземпляра произведения или денежной сумме в размере от 10 000 тысяч рублей до 5 000 000 рублей, по усмотрению суда.

Использование произведения без согласия автора и выплаты вознаграждения.

Услуги юриста в Москве: составление документов, представительство в суде, исполнительное производство. Демократичные цены.

Виды авторских прав

Понятие и виды авторского права

Авторские права – это совокупность прав, которые установлены законодательством о авторском праве. Согласно современному законодательству, которое действует на территории Российской Федерации. Авторские права сначала возникают у авторов, и только потом могут быть переданы третьим лицам. Стоит отметить, что некоторые авторские права сразу, еще до появления интеллектуального произведения проданы и переданы заказчику с целью дальнейшего распространения.

В современных законодательных актах Российской Федерации можно найти и выделить всего два вида авторского права:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Исключительные авторские права

Исключительные авторские права в современном законодательном мире рассматриваются как целая группа прав, распространяющаяся исключительно на автора интеллектуальной собственности. Такая группа авторских прав позволяет контролировать самые разные виды произведений и получать за процесс их использования соответствующее финансовое вознаграждение.

Исключительные авторские права состоят из нескольких вспомогательных прав:

  • Во-первых, это право на воспроизведение. Здесь можно говорить о распространении произведения, его копирование, в том числе и при помощи материальных носителей: диски, флешки и прочие.
  • Во-вторых, право на распространение имеющихся экземпляров конкретного произведения. В законе говорится о том, что речь может идти только о тех записях, которые распространены при помощи материальных носителей: продажа, прокат, создание иных копий.
  • В-третьих, право на прокат. В законе говорится о том, что есть возможность сдавать имеющиеся материальные записи в прокат и получать соответствующие денежные вознаграждения.
  • В-четвертых, право на импорт. Фактически это право дополняет право на распространение. Исключение лишь в том, что правообладатель получает возможность постоянного контроля в процессе ввоза в страну материальных копий авторского произведения.
  • В-пятых, право на публичный показ и право на публичное исполнение. Речь идет о записанных материалах, а также об исполнении «в живую».

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Авторский договор

Авторский договор — это гражданско-правовой договор в сфере авторского права, заключенный между создателем произведения и другими субъектами.

Обратим внимание, что понятие «авторский договор» чаще всего просто обобщает все существующие сделки, связанные с авторскими правами. В Гражданском кодексе РФ этот термин так и вовсе отсутствует, упоминаются лишь отдельные виды сделок, именно о них мы подробно и поговорим.

Читайте так же:  Шапки подлежат возврату вне зависимости от качества

Применительно к этому есть важная особенность: ответственность автора ограничена реальным ущербом. Это значит, что с него нельзя взыскать упущенную выгоду (например, доходы, которые пострадавшее лицо могло получить, если бы не совершенное автором правонарушение). К примеру, к правообладателям товарных знаков можно предъявлять иски и об упущенной выгоде.

Лицензионный авторский договор

Эта конструкция одна из самых распространенных на практике. Суть в следующем: автор (лицензиар) за плату передает свое исключительное право другому субъекту (лицензиару) — гражданину или юридическому лицу. Лицензиат получает легальную возможность извлекать из произведения прибыль, используя его любым образом в рамках закона.

Напомним, что передаваться по этому договору может только исключительное право, остальные — авторства, на имя, на обнародование, на неприкосновенность произведения — тесно связаны с личностью создателя произведения и неотчуждаемы.

Допустимо два варианта: простая (неисключительная) лицензия и исключительная. В первом случае лицензиар может передать аналогичную возможность использовать объект и другим субъектам, а во втором — он этого делать не вправе, передача осуществляется только единственному лицензиату.

Авторский договор об отчуждении

В целом эта сделка схожа с предыдущей, но здесь есть основной отличающий признак: правообладатель полностью утрачивает исключительное право, а приобретатель получает его в полном размере.

Договор авторского заказа

Если две предыдущих гражданско-правовых конструкции встречаются в сфере патентного права, права на средства индивидуализации, то договор авторского заказа существует только в сфере авторского права.

Итак, есть две стороны — заказчик и автор. Первый дает задание: создать объект творческой деятельности. Напомним, что перечень всех объектов закреплен в статье 1259 ГК РФ, однако перечень открытый, и следовательно, объект может быть и иным. По отношению к этому договору есть важный момент: произведение должно быть создано и выражено на материальном носителе или в иной объективной форме.

В соответствии с законом материальный носитель передается заказчику в собственность, если не закреплено иное. Таким образом, писатель, написавший книгу в рамках авторского заказа передает заказчику и исключительное право на книгу как на произведение, а также право собственности на книгу как на объект уже материального мира.

Правда, исключительное право передается не всегда (хотя на практике в большинстве случаев). Формулировка в законе позволяет сделать вывод, что по умолчанию оно сохраняется за автором. Поэтому здесь есть два варианта: или предусмотреть в договоре авторского заказа передачу исключительного права или же заключить отдельный договор о такой передаче (можно сделать его приложением к основному).

Есть важный момент по срокам. Срок — существенное условие этой сделки, если стороны его не определили — договор считается незаключенным и не порождает никаких юридических последствий. Однако закон лоялен по отношению к автору, что связано, по-видимому, с непростым творческим процессом, и это выражается в следующем. Если автор не выполнил заказ в установленный срок, то при наличии уважительных причин автору дается льготный срок (одна четвертая срока, предусмотренного ранее сделкой).

Издательский договор

Часто эту сделку рассматривают как подвид лицензионного договора. Содержание договора следующее: автор предоставляет издателю (организации, которая занимается изданием произведений) исключительное право на обнародование (опубликование) произведения. При этом закон особое значение придает сроку публикации. В том случае если издатель будет медлить с публикацией, автор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть сделку и не возмещать убытки. Кроме того, автор защищен и другой юридической нормой: в случае нарушения издателем сроком он может еще и требовать вознаграждение, которое установлено договором.

Это основные конструкции, предусмотренные ГК РФ. Таким образом, авторский договор включает в себя сразу несколько видов договоров, каждый из которых имеет свои особенности.

Авторское право как институт интеллектуального права

Говоря о системе интеллектуального права, мы выяснили, что она включает в себя следующие элементы: институт авторских и смежных прав, институт права промышленной собственности. Сегодня более подробно охарактеризуем первый. Смежные права ввиду их специфичности целесообразнее рассмотреть в отдельной статье.

Понятие и особенности

Итак, авторское право – институт интеллектуального права, объединяющий группу общественных отношений, связанных с созданием, охраной, защитой произведений и приравненных к ним компьютерных программ (программ для ЭВМ). Как видно, здесь есть специальный объект – произведения науки, литературы, искусства и программы для ЭВМ. Им присущи особенности, отличающие их от всех иных охраняемых законом объектов:

  1. Наличие творческого характера. Понятие творческого характера в Гражданском кодексе не раскрывается, но очевидно, что под ним понимается такая особенность интеллектуальной деятельности, благодаря наличию которой объект получается непохожим на другие и имеет некоторые художественные особенности. Так, обычный пересказ новостей не будет объектом авторского права, а при наличии творческого подхода это будет результат интеллектуальной деятельности, охраняемый авторским правом.
  2. Отсутствие прямой связи с промышленной и предпринимательской сферой. Здесь можно говорить о связи с культурной сферой общества: произведения авторов могут относиться к литературе, архитектуре, науке, программированию и т.д.
  3. Охрана формы, а не содержания. Поскольку мы имеем дело не с изобретениями и не с иными подобными объектами (промышленная собственность), нам не важно, что написано в произведении. Важно, что объект отвечает признакам интеллектуальной собственности и подлежит охране. Творческий характер при этом предполагается.
  4. Предоставление охраны с момента создания. Это обуславливается предыдущим признаком. Если важна только форма, то необходимость в регистрации отпадает, поскольку автору не нужно доказывать охрану: она действует сразу же.

[3]

Более подробно об объектах можно посмотреть эту статью.

На практике вопросы в сфере авторского права возникают значительно чаще, чем, допустим, в сфере патентного права. Думается, подавляющее большинство читателей так или иначе сталкивались с ним: были авторами стихотворений, курсовых работ, выкладывали собственное видео в Интернет и т.д. Именно поэтому институт авторского права стоит в четвертой части ГК РФ первым (глава 70).

К прочим особенностям можно отнести наличие дополнительных прав у субъектов: права следования, доступа, на вознаграждение и т.д. Также в законе уделено место специальным договорам в этой сфере: в частности, издательскому договору, авторского заказа и т.д.

Важно отметить, что Гражданский кодекс допускает в отдельных случаях использовать объекты авторского права третьими лицами. Например, в личных, информационных, учебных, культурных целях, а также библиотеками, архивами и образовательными организациями, и в некоторых иных случаях. Вероятно, это связано с широким распространением произведений, в отличие от тех же объектов промышленной собственности.

Читайте так же:  Форма заявления о клевете

Представляется, что авторское право несколько трансформировалось в рамках цифровой среды. Так, есть Интернет-ресурсы, которые предоставляют возможность фактической регистрации произведений, чтобы защитить авторов в Интернете от нарушений интеллектуальных прав, которых сегодня очень много. Регистрация – признак объектов промышленной собственности, однако ввиду специфики Интернета и объекты авторского права зачастую фиксируются для надежности.

Основные функции авторского права

Являясь важнейшим институтом интеллектуального права, авторское право выполняет ряд значимых функций:

  1. Содействие в формировании культурного уровня общества. Произведения оказывает огромное влияние на культурное сознание населения, а авторское право – главный регулятор общественных отношений в этой сфере. Отдельные произведения выводят культуру на новый уровень («Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского).
  2. Возможность получения авторами доходов с результатов их творческой деятельности. В связи с наличием исключительного права, они в течение своей жизни могут любым образом извлекать прибыль из своих произведений: например, предоставлять возможность другим лицам возмездно использовать их, публиковать и т.д. Это в свою очередь стимулирует авторов к дальнейшей интеллектуальной деятельности.
  3. Осуществление баланса между интересами авторов (правообладателей) и обществом. Хотя на объекты авторского права действует режим исключительных прав, однако в ряде случаев (см. статьи 1273-1278 ГК РФ) допускается использование их без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.

Источники авторского права

Международно-правовые акты

В соответствии с Конституцией РФ, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Источниками авторского права являются, прежде всего, некоторые важные международные документы.

Бернская конвенция 1886 года. Многие принципы, закрепленные в ней, сохранились и по сей день. В частности, важнейшее значение имеет презумпция авторства. Россия подписала конвенцию в 1994 году. Более подробно см. статью.

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женевская конвенция). К важным положениям этого документа можно отнести введение знака охраны авторского права, который состоит из значка ©, указания имени, даты первой публикации. Ряд норм закрепляет статус авторов, не являющихся гражданами государства, где создано произведение.

Договор Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г. В этом договоре закреплены уже более современные аспекты: например, регулирование компьютерных программ.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. Из соглашения явствует, что для возникновения авторских прав не требуются никакие формальные процедуры. Наиболее важное положение касается определения равенства интеллектуальных прав иностранцев и граждан государства.

Национальное законодательство РФ

В статье 44 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иного вида творчества.

Обратим внимание читателей: Закон РФ «Об авторских и смежных правах» утратил силу: сегодня основным источником является глава 70 Четвертой части Гражданского кодекса РФ. Если рассмотреть содержание этой главы, то можно обратить внимание на подробное регулирование всех вопросов, связанных с авторским правом: субъектов, объектов, договоров, режима исключительных прав и т.д.

На практике конвенции и Конституция применяются крайне редко, используются, в основном, соответствующие положения ГК РФ.

Других федеральных законов, прямо посвященных регламентации вопросов в сфере авторского права, в России нет. Законы субъектов федерации не могут регулировать гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ.

Что является объектом авторских прав? Определение понятия, его виды и примеры

Авторское право представляет собой совокупность норм гражданского права, которые регулируют отношения, возникающие при создании и использовании произведений науки, литературы и искусства, защищают права авторов.

В субъективном смысле под авторским правом понимают исключительное право конкретного лица на определенные объекты.

В статье рассмотрены особенности и признаки авторских прав, дана их классификация, приведены примеры.

Определение понятия

Под произведением понимается совокупность идей, мыслей и образов, выраженных автором в результате творческого процесса в конкретной форме, которую человек может воспринять.

Под защиту АП может попадать произведение не только полностью, но и какая-то отдельная его часть. Так, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ объектом может быть признан персонаж какого-либо произведения, если он является отдельным результатом творческой работы автора.

Объектами также считаются производные и составные работы. Первый вариант представляет собой модификацию уже существующего произведения, а второй — его видоизменение в результате творческого процесса.

Признаки и особенности

Научные и литературные работы, а также творения искусства обладают АП при наличии следующих признаков:

  1. Является результатом творчества человека, в процессе которого он реализовал свои навыки и способности, обладает оригинальными и неповторимыми характеристиками. Во внимание не берется уровень значимости такой работы.
  2. Автор придал творению объективную форму. Нормы права не распространяются на идеи автора, которые не получили внешнего выражения. Учитывается как материальная форма (рукописи, скульптуры, видео или звуковые записи, изображения), так и нематериальная.Например, если автор в устной форме озвучил свое произведение перед публикой, то оно автоматически становится объектом АП, так как у третьих лиц появляется возможность воспроизвести его от своего имени.

Кроме признаков, имеется еще и ряд особенностей объектов АП:

  • Не требуют регистрации. В отличие от объектов промышленной собственности (изобретения, образцы и прочее), в России не существует определенных реестров, куда бы вносилась информация о, например, созданных творениях искусства. Это связано с тем, что творческие работы изначально подразумевают под собой уникальность.
  • Закон учитывает только форму творения, а не его содержание. Не играет роли, что написано в литературной повести или какие персонажи были придуманы, главное, чтобы объект допускался ГК РФ.
  • Имеют творческую основу. Работа является результатом творчества автора, если не доказано иное. Под творчеством понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой творению были присвоены отличительные черты и художественная ценность.
  • Являются частью культуры общества и не связаны, например, с промышленными отраслями.
  • Могут быть воплощены в разной форме (скульптуры, песни, изображения и т.д.).
  • Творение должно быть авторским, именно поэтому не учитывается фольклор.
  • Право авторства распространяется на творение независимо от того, было ли оно выставлено на публику или нет. Если работа еще не была обнародована, то права на нее автор получает с того момента, как ей была присвоена объективная форма.

Виды и классификация

В ст. 1259 ГК РФ перечислены следующие виды произведений, которые являются объектами АП:
  • литературные произведения (рассказы, стихотворения и прочее);
  • сценарии кинофильмов, пьесы и другие музыкально-драматические постановки;
  • танцевальные композиции и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстовым сопровождением и без;
  • произведения аудиовизуальной формы;
  • художественные работы (картины, скульптуры и прочее) и другие творения изобразительного искусства;
  • декоративно-прикладные изделия и сценографические работы;
  • архитектурные строения, ландшафтные и садовые работы, включая чертежи и проекты;
  • фотографии и аналогичные произведения;
  • карты, эскизы, планы, разработанные в отрасли географии;
  • программы для ЭВМ, которые попадают под охрану авторского права как литературные произведения;
  • другие произведения.
Читайте так же:  Образец договора купли-продажи мопеда

Существует еще и другая классификация. Так, объекты АП делят на:

  1. Оригинальные и производные. В первом случае творение в целом создано только на основе идей самого автора, а во втором — автор мог использовать уже существующие детали других работ или видоизменить их по своему усмотрению.
  2. Простые и составные. В составных произведениях авторство присваивается за творческий подход к обработке и расположению уже существующего материала.
  3. Обнародованные и необнародованные. Под обнародованностью понимается ознакомление автором публики со своим творением.

На правовой режим авторского произведения влияет и способ его создания. Все объекты можно классифицировать на такие группы:

  • в рамках выполнения трудовых обязанностей (служебные произведения);
  • по требованию заказчика;
  • выполнение работ по государственному контракту;
  • выполнение работ по другому соглашению.

О том, как получить авторские права:

читайте в статьях по ссылкам.

Для наглядности можно привести несколько примеров объектов авторского права:
  1. «Темная башня» цикл романов Стивена Эдвина Кинга — авторское литературное произведение.
  2. Программа Microsoft Windows — операционная система для ЭВМ, разработанная компанией Microsoft.
  3. Картина «Восточные грезы» Маршенникова Сергея — художественное произведение искусства.

Если говорить про персонажи, то, например, Апелляционный суд США признал персонаж «Бэтмобиль» из комиксов отдельным объектом АП.

Все самое важное о знаке авторского права узнайте в статье по ссылке.

Что к ним не относится?

ГК РФ определены произведения, не являющиеся объектами АП:

  • Официальные документы, разработанные государственными и муниципальными органами. К ним относятся: законодательные акты, судебные решения, текстовые документы административного характера, а также международные документы, включая их перевод.
  • Государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и прочее). К этой категории также относятся и денежные государственные знаки.
  • Народные произведения искусства, которым не присвоено конкретное авторство (фольклор).

Для чего нужна оценка их стоимости и как она проводится?

Под оценкой понимают специальное исследование, которое позволяет определить стоимость авторских объектов. После ее проведения профессиональный оценщик выдает официальный документ, имеющий юридическую силу, который может быть использован в качестве доказательства при рассмотрении спора о стоимости в суде.

Проведение оценки может потребоваться в следующих случаях:
  1. для определения размера гонорара автора творения при оформлении передачи прав пользования на объект;
  2. для установления стоимости при заключении сделки купли-продажи;
  3. для расчета суммы ущерба, который был нанесен правообладателю по причине незаконного использования объекта.

Для проведения потребуются следующие документы:

  • детальное описание произведения с указанием автора, правообладателя и даты создания;
  • перечень расходов с указанием размера трат, которые были понесены автором в процессе создания, включая расходы на рекламу и сопровождение;
  • данные о доходах, которые правообладатель получил, используя произведение;
  • данные об имеющихся обременениях и ограничениях на использование объекта, а также судебных делах, связанных с правами на него;
  • имеющееся лицензионное соглашение.

Вышеуказанный перечень документов может быть дополнен в зависимости от задачи, поставленной перед оценщиком.

Обладают ли театральные программы АП?

Являются ли объектом авторских прав театральные программы? Создание театральной постановки — процесс трудоемкий, длительный и коллективный, в который каждый его участник вносит свой авторский вклад. Согласно ст. 1240 ГК РФ театральное представление является сложным объектом, в состав которого входит несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Театральная постановка на законодательном уровне охраняется с помощью механизма смежных прав (ст. 1304 ГК РФ). С 1 января 2018 года вступили в силу изменения (Закон от 28.03.2017 №43-ФЗ), которые расширили права режиссеров-постановщиков на свои спектакли.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, главным документом, с помощью которого происходит фиксация АП на спектакль, признана партитура. С ее помощью теперь режиссер-постановщик может подтвердить свое право на постановку при возникновении спорных вопросов с театром.

Другими словами, театр для постановки конкретного спектакля перед публикой должен получить от режиссера разрешение.

Обладают ли игрушки АП?

Игрушки являются охраняемым объектом интеллектуальной собственности, если считаются самостоятельным результатом творчества дизайнера, которому и принадлежат авторские права, выражены в объективной форме и отвечают требованиям ст.1259 ГК РФ.

Часто споры по поводу того, является ли та или иная игрушка объектом АП, рассматриваются в судах. Так, большое число игрушек ручной работы изготавливается в виде известных персонажей фильмов и мультфильмов. В этом случае используется персонаж героя, на которого также распространяются нормы законодательства (ст. 1259 ГК РФ). Если игрушка изготавливается без согласия автора, придумавшего персонаж, то в этом случае нарушаются его авторские права.

Избежать нарушения закона можно, составив лицензионное соглашение с правообладателем, на основании которого он передает право использования результата интеллектуальной деятельности на определенных условиях.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео, в котором юрист подробно рассказывает о том, что является объектами авторских прав:

Интеллектуальные права на какие-либо научные или литературные произведения, а также творения искусства являются авторскими. Авторские произведения классифицируются на основании ст. 1259 ГК РФ. Существует и ряд работ, которые не попадают под охрану авторского права. При необходимости автор произведения может обратиться к оценщику для проведения экспертизы и определения стоимости своего авторского объекта.

Понятие и признаки объектов авторского права

Дата публикации: 17.05.2019 2019-05-17

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Макин Т. Е. Понятие и признаки объектов авторского права // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 340-342. — URL https://moluch.ru/archive/258/59158/ (дата обращения: 24.11.2019).

Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием охраноспособности произведений.

Ключевые слова: авторское право, объекты авторского права, признаки объектов авторского права.

Установление понятия и признаков объекта авторского права является одной из важнейших задач гражданского права, поскольку от ее решения зависит возможность определения круга субъектов авторского права, объема их правомочий, а также возможности предоставления авторско-правовой охраны.

Читайте так же:  Усиленная квалифицированная электронная подпись как проверить

Анализ норм действующего гражданского законодательства позволяет сформулировать определение объекта авторского права, под которым понимается произведение науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, выраженное в объективной форме. Наряду с этим, легальное определение «произведение» в законодательстве не раскрывается, однако указаны признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной нормами авторского права.

Широкое распространение в дореволюционной науке гражданского права получило понятие, сформулированное Г. Ф. Шершеневичем: «Объектом авторского права является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе» [1, с. 256].

Вместе с тем наряду с литературными произведениями в качестве объектов авторского права он выделял художественные и музыкальные произведения, однако в основу последующих изысканий других специалистов было положено непосредственно вышеуказанное понятие. Так, позднее данное Г. Ф. Шершеневичем определение было дополнено и расширено: «Объектом авторского права, — писал А. Я. Канторович, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества, облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе» [2, с. 109].

Среди специалистов авторского права общепризнанным стало понятие произведения, сформулированное советским ученым-юристом В. И. Серебровским: «Произведение, — утверждал он, — можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [3, с. 32].

Таким образом, подчеркивается, что произведение является нематериальным благом, результатом мыслительной деятельности человека, в связи с этим, необходимо отличать само произведение и материальную форму его воплощения, например, рисунок или книга.

Не вызывает сомнений, что произведение как объект авторского права по своей природе относится к нематериальным благам, тем не менее, признание его таковым недостаточно, поскольку к охраняемым законом нематериальным благам относятся и другие блага, в частности нематериальные блага неотделимые от личности субъекта права (честь и доброе имя, деловая репутация и пр.). Следовательно, для правильного определения сущности объекта авторского права, необходимо выделить конкретные признаки, позволяющие его отделить от других нематериальных благ. В настоящий момент, к таким признакам относятся творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Представляется, что наиболее удачным является понятие, которое сформулировал И. А. Зенин: «Творческой, — утверждал он, — считается любая самостоятельная умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием, как принято говорить применительно к авторскому праву, «творчески самостоятельного результата» науки, литературы или искусства» [4, с. 35].

По мнению большинства специалистов авторского права, показателем творческого характера произведения являются новизна, оригинальность и уникальность произведения, что может выражаться в новом содержании или новой форме произведения, оригинальной идее или уникальной концепции.

Вторым признаком объекта авторского права, как уже отмечалось, является объективная форма его выражения. Произведение становится объектом авторского права лишь в том случае, когда оно не только создано творческим трудом, но и выражено в какой-либо объективной форме, которая может быть воспринята вовне другими лицами. Законодатель при этом указывает, что объективное выражение может быть осуществлено в одной из следующих форм:

1) письменной, например, рукопись или нотная запись;

2) устной, например, публичное произнесение или исполнение;

3) изображения, например, рисунок или эскиз;

4) звуко- или видеозаписи, например, цифровой или оптической;

5) объемно-пространственной, например, скульптура, макет или сооружение.

Таким образом, подчеркивается, что пока произведение не получило конкретной формы выражения, отделенной от личности автора и доступной для восприятия другими лицами, не существует и объекта авторского права. При этом законом в равной степени охраняются как законченные, так и незавершенные произведения (эскизы, планы и иные промежуточные результаты) используемые авторами при создании произведений [5, с. 35].

В авторско-правовой доктрине существуют две позиции относительно связи таких признаков как объективная форма выражения произведения и возможность его воспроизведения. По мнению первой группы специалистов, указанные категории составляют единый признак произведения, иными словами произведение, обладающее объективной формой выражения, может быть воспроизведено.

Вторая группа специалистов считает воспроизводимость самостоятельным признаком произведения, утверждая при этом, что нормами авторского права охраняется произведение, объективная форма которого обеспечивает возможность воспроизведения без участия самого автора. Необходимо отметить, представители указанной группы не отрицают наличия устной формы выражения произведений, в противном случае они не могли бы быть восприняты людьми. Они лишь указывают на то, что такая форма, несвязанная с материальным носителем неустойчива и может быть утрачена и искажена.

В соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК РФ, существуют результаты интеллектуальной деятельности, обладающие признаками, которые присущи объектам авторского права, но неохраняемые им, в силу прямого указания закона.

Во-первых, не пользуются правовой охраной авторского права официальные документы, в том числе международных организаций и их официальные переводы. К официальным документам законодатель относит законы и иные нормативные акты, судебные решения и иные материалы законодательного, административного и судебного характера.

Во-вторых, из сферы правовой охраны авторского права исключены государственные символы и знаки, в том числе символы и знаки муниципальных образований.

Исключение первых двух категорий из объектов авторского права объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества (фольклор), не имеющих конкретных авторов, из-за чего в отношении этих произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, обладающих исключительно информационным характером (например, новости, программы телепередач и прочее).

Наряду с вышеназванными категориями, не подлежат авторско-правовой охране идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах (п. 5 ст. 1259 ГК РФ).

В ст. 1259 ГК РФ дан перечень объектов авторского права, в числе которых указаны литературные, драматические, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные и ряд других произведений.

Таким образом, отсутствие законодательно закрепленных признаков, по которым можно отнести тот или иной объект к группе авторских прав, приводит к неоднозначной практике: суды по-разному оценивают относимость того или иного объекта к объектам авторского права и по-разному решают вопрос о его правовой охране.

  1. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. — М.: Бр. Башмаковых, 1911. — 852 с.
  2. Канторович А. Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград: Брокгауз-Ефрон, 1916. — 781 с.
  3. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. — М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  4. Зенин И. А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды). — М.: Статут, 2015. — 525 с.
  5. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
Читайте так же:  Наследство после смерти человека

Понятие авторского права (стр. 1 из 7)

Глава 1. Развитие авторского права

Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования

2.1 Понятие и значение авторского права

2.2 Источники авторского права

Глава 3. Виды авторских прав

Список использованных источников

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства — индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.

Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.

Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства — авторского права. Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы — в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.

Глава 1. Развитие авторского права

Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;

Типовыми авторскими договорами;

Разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР — статьи 475-516 ГК);

Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ («Авторское право»), где появилось понятие охраны смежных прав.9 июля 1993 года президент Российской федерации подписал Закон «Об авторском праве и смежных правах». Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 года. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ.

Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования

2.1 Понятие и значение авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Термин «авторское право» понимается в двух значениях:

[1]

а) в объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:

Источники


  1. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  2. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  3. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
Понятие авторского права и его особенности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here