Проверка исполнения трудового законодательства прокуратурой

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Проверка исполнения трудового законодательства прокуратурой". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Проверки исполнения законодательства об оплате труда

(«Законность», 2006, N 7)

ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

Т. Воеводина, Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

[3]

Законом о прокуратуре на ее органы возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26).

Конституция РФ (ст. 37) гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Однако проверки органов прокуратуры РФ в хозяйствующих субъектах показали, что почти 62% всех нарушений в социальной сфере составляют нарушения законодательства о труде, в том числе нарушения законодательства об оплате труда. В числе основных причин задолженности по заработной плате — отсутствие у организаций собственных средств; недостаточное финансирование из региональных и местных бюджетов; принятие незаконных правовых актов органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления; направление целевых бюджетных средств на иные цели; невыполнение доходной части местных бюджетов, принимаемых с предельным дефицитом; погашение за счет текущего финансирования долгов прошлых лет; бездействие руководителей предприятий, не принимающих мер для погашения дебиторской задолженности; перечисление руководителями организаций денежных средств сторонним коммерческим структурам.

Прокуроры на местах еще недостаточно последовательно отстаивают нарушенные трудовые права граждан, не всегда анализируют причины и обстоятельства, способствующие образованию задолженности по заработной плате. Генеральная прокуратура РФ обязывает прокуроров рассматривать надзор за исполнением трудового законодательства как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры, активнее использовать свои полномочия для защиты трудовых прав граждан. Устранению нарушений законов в этой сфере способствуют систематические прокурорские проверки. Основу методики прокурорской проверки исполнения требований законодательства об оплате труда составляет структура прокурорской проверки, которая включает в себя три этапа: подготовительный, проверочный и аналитический.

На подготовительном этапе прокурор должен:

— в целях определения объектов прокурорской проверки проанализировать поступившую в органы прокуратуры информацию о нарушении трудового законодательства, нарушении трудовых прав работников за определенный период. Такая информация может поступить из различных источников: из заявлений, жалоб, обращений граждан, юридических лиц, сообщений средств массовой информации, материалов уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел, из анализа статистических данных, информации Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов и др.;

— для выявления фактов задержек выплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев на предприятиях, находящихся в сфере надзорной деятельности прокуратуры, проанализировать статистические данные, затребованные из органов государственного наблюдения, Федеральной инспекции труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, службы судебных приставов, правовой инспекции профсоюзов, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов Федеральной налоговой службы, органов местного самоуправления;

— изучить практику прокурорского надзора, обобщенную в информационных письмах, аналитических обзорах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации;

[2]

— проанализировать результаты предыдущих прокурорских проверок исполнения действующего законодательства об оплате труда для контроля за их исполнением;

— в каждом случае рассмотреть вопрос о привлечении к участию в прокурорской проверке ревизоров Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалистов Федерального казначейства, Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюза, службы по урегулированию коллективных трудовых споров;

— выяснить в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, проводилась ли финансовая ревизия в организации, каковы ее результаты.

В территориальных органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ, где открыты лицевые счета получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, следует затребовать информацию о произведенных операциях по обеспечению наличными деньгами получателей бюджетных средств, а также о произведенных операциях по взносу ими наличных денег на счета органов федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ.

В органах федерального казначейства прокурору следует ознакомиться с документами учета, затребовать копии этих документов либо выписок из них. Если к проверке привлечен сотрудник Федерального казначейства, необходимо поручить ему проверить законность произведенных операций и подготовить копии документов, подтверждающих произведенные операции.

С целью установления юридического адреса организации, сведений об учредителях организации, о доходах организации, о фактах нарушения законодательства о налогах и сборах запрашиваются сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы, где ведутся Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков. Из этих органов потребуются копии учредительных документов организации, копия последнего балансового отчета, копия акта последней налоговой проверки, сведения о доходах налогоплательщика, информация о наличии в арбитражном суде дела о банкротстве организации.

На втором этапе прокурор осуществляет непосредственно саму проверку, которая может быть проведена им с выходом на проверяемый объект либо без этого.

В тех случаях, когда прокурор ограничен в сроках проведения проверки, он осуществляет необходимые проверочные действия в процессе рассмотрения, изучения документов, материалов, затребованных им из перечисленных органов и проверяемой организации (предприятия). При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» не составляют коммерческую тайну сведения: о численности, о составе работников, о системе оплаты труда; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размере и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников.

Прокурор в письменном запросе на имя руководителя организации требует предоставить ему к определенному сроку необходимую информацию по фактам невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев, а также документы, подтверждающие запрашиваемую информацию. В запросе должны быть поставлены вопросы о сумме общей задолженности по заработной плате работникам организации (сведения бухгалтерии, финансовой службы); о размере долга по заработной плате работникам организации (каждому в отдельности с представлением пофамильного списка работников); о представлении письменной информации с объяснением причин невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев.

Читайте так же:  Общая совместная и долевая собственность сходства и различия

Следует затребовать коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о комиссии по трудовым спорам, действующие в организации, которым необходимо дать правовую оценку.

В ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего оплату труда, прокурору следует рассмотреть вопросы:

— соблюдения работодателем требований ст. 136 ТК в части определения в коллективном, трудовом договоре, в правилах внутреннего трудового распорядка места и сроков выплаты заработной платы;

— определения в коллективном или трудовом договоре материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК;

— соблюдения требований ст. 131 ТК в части определения в коллективном или трудовом договоре возможности выплаты работнику заработной платы в неденежной форме в размере, установленном этой статьей, по письменному заявлению работника;

— есть ли факты неначисления заработной платы работникам организации в виде компенсации за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы в размере, установленном ст. 236 ТК и определенном коллективным, трудовым договором;

— были ли на банковских счетах организации денежные средства в период образования задолженности по заработной плате. Если денежные средства в указанный период были, то каким образом они расходовались. Если денежных средств на банковских счетах организации не было, то по какой причине, какие меры по погашению образовавшейся задолженности по заработной плате предпринимало руководство организации.

На третьем (заключительном) этапе прокурор анализирует результаты проверки. Если в проверке участвовали ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалисты Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, прокурор изучает представленные этими специалистами результаты проверки, а также принятые ими меры реагирования. Рассматривает вопрос о необходимости получения дополнительных письменных объяснений работников, должностных лиц, руководителя организации для устранения возникших сомнений о виновности (невиновности) руководителя организации. С целью определения размера вины руководителя организации рассматривает вопрос о необходимости затребования дополнительной информации из проверяемой организации, из финансовых органов, банков. Принимает решение о мерах прокурорского реагирования на выявленные правонарушения.

Прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. Сначала прокурор предупреждает должностное лицо или возбуждает в отношении его административное производство за нарушение законодательства о труде в соответствии со ст. 5.27 КоАП, а затем решает вопрос о привлечении руководителя предприятия, учреждения или организации к уголовной ответственности в соответствии со ст. 145.1 УК.

Для повышения эффективности надзора за соблюдением законодательства об оплате труда органам прокуратуры следует систематически запрашивать у исполнительных органов государственной власти субъекта РФ информацию о задолженности по заработной плате в организациях (предприятиях). Вопрос о невыплате заработной платы работникам организаций рассматривать на оперативных совещаниях при территориальном прокуроре. Проводить контрольные проверки соблюдения трудового законодательства в организациях, к руководителям которых применялись меры административного воздействия по фактам невыплаты зарплаты. Проводить проверки в организациях, проходящих процедуру банкротства, где не принимаются меры для погашения задолженности по заработной плате, проверять правомерность действий арбитражных управляющих. В ходе проверок районных подразделений службы судебных приставов следует обращать внимание на исполнение судебными приставами-исполнителями судебных постановлений о взыскании заработной платы.

Деятельность прокуроров необходимо активизировать в части предъявления в суды заявлений в интересах граждан о выдаче судебных приказов о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

Важная составляющая в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего оплату труда, — взаимодействие структурного подразделения прокуратуры, осуществляющего надзор за исполнением федерального законодательства, со структурным подразделением, обеспечивающим участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратурой Улаганского района проверено исполнение трудового законодательства

Прокуратура республики (Республика Алтай). 15 августа 2016

Прокуратурой Улаганского района в августе 2016 года
проведена проверка соблюдения трудового законодательства.

В рамках данной проверки дана оценка деятельности ИП
Бачишевой Л.Н. (кафе «Виктория»).

На момент проведения проверки в кафе работали помощник
повара и сама предприниматель.

Однако, трудовой договор с помощником повара с апреля
2016 года Бачишевой заключен не был.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района
в отношении ИП Бачишевой Л.Н. вынесено постановление о возбуждении дела об
административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (уклонение от оформления или ненадлежащее
оформление трудового договора либо
гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между
работником и работодателем).

Материалы проверки направлены для рассмотрения в Государственную
инспекцию труда в Республике Алтай.

ПРОКУРАТУРА ПРОВЕРИТ СОБЛЮДЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КОМПАНИЯХ

Напоминаем, на сайте генпрокуратуры можно проверить, придет ли к Вам плановая проверка из этого ведомства.

Сведения о проверках 2019 года можно посмотреть в разделе «Открытые данные».

Планы по проверкам на 2020 год опубликуют до конца года.

В связи с тем, что Прокуратура в ближайшее время готова проверять, как компании соблюдают трудовое законодательство, рекомендуем Вам особенно тщательно просмотреть кадровые документы и исключить найденные самостоятельно нарушения. Иначе компанию оштрафуют.

Прокуратура будет проверять, как компания выплачивает зарплату сотрудникам и какие условия труда для них организовала. В первую очередь ведомство заинтересуется компаниями, на которые жаловались работники или другие лица.

Проверьте, все ли сотрудники Вашей компании получают зарплату не ниже минималки.

Проиндексируйте зарплату, потому что проверяющие проконтролируют, чтобы в локальных документах компании был прописан порядок индексации (п. 2.5.2 приказа Генпрокуратуры от 15.03.2019 № 196).

Если компания не индексирует зарплату или платит меньше минимума, прокуроры передадут информацию трудинспекторам. Тогда они оштрафуют комп анию на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

Долги по зарплате.

Платите зарплату работникам полностью и точно в срок, который установлен Вами в локальных документах. Потому что при обнаружении нарушений, прокуроры сделают следующее:

1. Направят информацию в Роструд и инспекторы оштрафуют компанию:

минимум на 30 тыс. руб.,

максимум — на 100 тыс. руб. (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

2. Проверят причину задержки:

по бухгалтерским документам;

по расчетным счетам и кассовым документам.

3. Если проверяющие выяснят корыстность действий руководителя, то могут обратиться в суд. В итоге могут:

выписать на руководителя штраф — 120 тыс. руб.;

отстранить от работы на 1 год;

назначить принудительные работы на 2 года или на 1 год посадить в тюрьму (п. 1 ст. 145.1 УК), при условии, что задержка была более 3-х месяцев.

Читайте так же:  Юрист по материнскому капиталу г владимир бесплатно

1. Проведите спецоценку сотрудников, если еще этого не сделали.

всем ли работникам доплачивают за вредные условия труда;

прохождение обязательных медосмотров сотрудниками (ст. 213 ТК, п. 2.6 приказа № 196);

количество накопленных и не отгулянных отпусков.

2. За найденные нарушения, прокуроры сообщат в Роструд. А инспекторы этого ведомства будут штрафовать:

за спецоценку — до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП);

за обязательные медосмотры — до 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). Источник: приказ Генпрокуратуры от 15.03.2019 № 196.

Вопрос недели: две проверки одного юридического лица

Вопрос: возможно ли одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса? Какому органу необходимо предоставлять истребованные документы?

Сообщаю Вам следующее:

Государственная инспекция труда и прокуратура являются самостоятельными органами контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства. В случае, если работником направлена жалоба на нарушение го трудовых прав одновременно в органы прокуратуры и государственную инспекцию труда, то каждый из этих органов обязан рассмотреть данное обращение.

При этом обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, направленное в инспекцию труда, является безусловным основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из решений, в том числе, о принятии к разрешению либо о направлении в другие органы. То есть прокурор вправе (но не обязан) выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).. В этом случае прокуратура самостоятельно не проводит проверку по обоащению гражлданина. Если же принято решение о принятии жалобы к рассмотрению, то должностные лица органов прокуратуры проводят проверку по жалобе самостоятельно.

При этом законодательство не содержит перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Следовательно, по нашему мнению, в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Таким образом, по нашему мнению, возможно одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса в случае, если жалоба работника была одновременно направлена и в органы прокуратуры и в трудовую инспекцию, и органами прокуратуры по результатам предварительного рассмотрения жалобы принято решение о принятии к разрешению (без направления для рассмотрения в инспекцию труда).

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

В силу абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее — Инструкция N 45).

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению (п. 3.1 Инструкции). По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

о принятии к разрешению;

об оставлении без разрешения;

о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

о направлении в другие органы;

о прекращении рассмотрения обращения;

о приобщении к ранее поступившему обращению;

о возврате заявителю.

По поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

В рамках своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре», прокурорские работники осуществляют надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, их должностными лицами требований федерального законодательства. Полномочия реализуются следующими способами:

1) прокурорские работники городских, районных и специализированных прокуратур обобщают поступившие ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ, которая формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года;

2) на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокурор вправе выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки;

3) органы прокуратуры согласовывают проведение внеплановой выездной проверки работодателей при причинении вреда или при угрозе его причинения жизни, здоровью граждан, возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) прокуроры вправе возбудить дело об административном правонарушении в сфере труда и направить соответствующее постановление в инспекцию труда для рассмотрения вопроса о привлечении виновного к административной ответственности, что вытекает из административно-юрисдикционных полномочий инспекции.

Согласно абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки Государственной инспекции труда является, в том числе, наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Следовательно, по нашему мнению, в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в астрахани

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований являются, в том числе, обращения и заявления граждан, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда является, в том числе, обращения и заявления граждан (пп. «б» п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

При проведении государственного надзора руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить уполномоченным должностным лицам Роструда или его территориального органа, проводящим государственный надзор, информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом проводимого государственного надзора (п. 8 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года N 354н.

[1]

Но кроме инспекции по труду контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять и должностные лица прокуратуры.

Важно! Прокуратура не подменяет Государственную инспекцию труда в своей деятельности, осуществляя надзор за исполнением ее должностными лицами своих полномочий в рамках проверки обращений о нарушениях трудовых прав граждан. Таким образом, мы приходим к выводу, что в Российской Федерации осуществляется двойной надзор за соблюдением трудовых прав граждан.

Согласно в п. 6 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 N 875, Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Что касается порядка взаимодействия прокурора и государственного инспектора по труду, то статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены полномочия прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.


Одновременно сообщаем, что сведения, изложенные в настоящем ответе, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном ответе.

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Кожина Снежана Римовна

Консалтинговая Компания «Деловой Квартал»

Мы предлагаем не только бухгалтерский аутсорсинг, но и налоговое консультирование, обучение и защиту по налоговым спорам

Интерактивный онлайн-курс «Основы налогообложения:
НДС и Налог на прибыль»

КАК ПЕРЕЖИТЬ ДВОЙНУЮ ПРОВЕРКУ ИНСПЕКЦИЕЙ ТРУДА И ПРОКУРАТУРОЙ

Каковы полномочия проверяющих при совместной проверке? Какие документы придется предоставить работодателю проверяющим по их требованию? Кто в случае обнаружения нарушений вправе привлечь компанию к ответственности?
Проверки проводятся государственной инспекцией труда с целью установить, соблюдаются ли работодателем нормы законодательства о труде и охране труда. Работники прокуратуры имеют право производить контроль и надзор за соблюдением законности во всех производственных областях компании. В то же время и сами работники прокуратуры, и инспекторы ГИТ должны строго придерживаться рамок закона при исполнении проверочных действий. Кадровику также необходимо знать определенную процедуру действий проверяющих, чтобы избежать неправомерных претензий с их стороны во время проверки.

Какие могут быть основания для проверки?
Объединяются обе службы (прокуратура и ГИТ) для проведения проверки, если:
— произошел несчастный случай (массовый или связанный с гибелью людей);
— у компании имеется большая задолженность по заработной плате (за время более двух месяцев);
— разбирается дело об АП (по постановлению прокурора, направленному в ГИТ).
О начале выездной внеплановой проверки организация должна быть поставлена в известность любым доступным способом и в срок не менее чем за 24 часа (ч.16 ст.10 Закона № 294-ФЗ).
В случае проведения проверки по заявлению работника о нарушении его трудовых прав или если сотрудником сделан запрос о проведении проверки условий труда на его рабочем месте, запрещается заранее извещать компанию (ч. девятая ст.360 ТК РФ).

Внимание!
Проверку проводят только те сотрудники ГИТ, чьи полномочия подтверждены распоряжением.
Полномочия членов проверочной комиссии
Перед началом любой проверки прокурорский работник обязан показать служебное удостоверение (ст.22 Закона № 2202-1). В тоже время инспектором ГИТ должны быть предъявлены удостоверение и копия распоряжения о проверке (ст.360 ТК РФ, ч.1 ст.14 Закона № 294-ФЗ).

Указанный документ должен соответствовать установленной форме и быть подписанным руководителем ГИТ или его заместителем. В ходе проведения проверки трудовые инспекторы должны руководствоваться нормами Трудового кодекса и Закона № 294-ФЗ, а работники прокуратуры придерживаться положений Закона № 2202-1. У совместно работающих проверяющих различные полномочия, и документы, которые они составляют по итогам проверки, также разнятся. И если сотрудник инспекции труда пишет акт по результатам проверки, то работники прокуратуры вовсе не обязаны делать подобное. А в случае выявления нарушения трудового законодательства, работник прокуратуры выносит постановление и направляет его в ГИТ, а сотрудник ГИТ пишет протокол и рассматривает дело об административном правонарушении.
Что является основанием для проведения внеплановой проверки?
Им может послужить исчерпанный срок, в период которого работодатель обязан выполнить предписание по устранению нарушения.

Основанием являются и письменные обращения в инспекцию труда:
— заявление либо информация о нарушении работодателем трудового законодательства, что создало угрозу здоровья и жизни работников;
— заявление работника о том, что работодатель нарушает его трудовые права;
— запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
Основанием служит издание приказа или распоряжения руководителя ГИТ или его заместителя по поручению Президента РФ или Правительства РФ,
или изданный приказ (распоряжение) о проведении внеплановой проверки по требованию прокурора.
Документы, которые во время проверки обязан предоставить работодатель

Читайте так же:  Принудительное отчуждение имущества частично оплачиваемое или безвозмездное

В зависимости от места проведения проверок их принято делить на документарные и выездные (ст.11 и 12 Закона № 294ФЗ). При документарной проверке работодатель обязан предоставить документы в проверяющий орган, а во втором случае работники прокуратуры и трудовой инспекции сами прибудут к месту проверки.
В ходе документарной проверки в первоочередном порядке рассматриваются материалы, которые уже есть в распоряжении проверяющих организаций (материалы по результатам ранее проведенных плановых проверок). В случае если в них не достает нужной информации, работниками ГИТ и прокуратуры делается мотивированный запрос, требующий предоставить дополнительные сведения. Затребованные документы необходимо отправить в течение 10 рабочих дней со дня поступления мотивированного запроса (ст.12 Закона № 294ФЗ).

Во время выездной проверки обязанностью работодателя является обеспечение доступа проверяющих на территорию компании и возможности ознакомления со всей необходимой документацией (ст.11 Закона 294ФЗ и ст.22 Закона 2202-1).

Истребованная документация должна иметь непосредственное отношение к предмету проверки. Работодатель вправе представить заверенные копии нужных документов либо их электронную версию (ч.6 ст.11 Закона № 294-ФЗ).

В процессе любой проверки следует неукоснительно выполнять законные требования сотрудников проверяющих органов, в случае неисполнения и предприятие, и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Оформление результатов проверки

По завершению проверки инспектор ГИТ изложит ее результаты в акте, который составляется в двух экземплярах (ст.16 Закона №294 ФЗ). Один экземпляр акта вручается под роспись руководителю проверяемой организации или уполномоченному лицу.
Если же проверка была проведена с грубым нарушением законодательства, то на основании заявления организации результаты проверки аннулируются вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или по решению суда.

Внимание!
Если по результатам проверки составляется протокол об административном правонарушении, должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, правомочно обратиться за юридической помощью (25.1 КоАП РФ).
Возможные действия работодателя по итогам проверки
Если итоги проверки не устраивают организацию, она может обжаловать эти результаты в 10-дневный срок. Обжаловать результаты проверки можно в вышестоящем проверяющем органе или в суде.

Если сотрудник трудовой инспекции выдал предписание об устранении обнаруженных проверкой нарушений, то компания обязана выполнить это предписание в указанный срок, после чего письменно сообщить инспектору труда о выполнении предписанного с приложением к сообщению копий документов, подтверждающих устранение нарушений. Если на компанию или должностное лицо был наложен административный штраф, его следует оплатить в течение месяца со дня вступления в законную силу постановления и поставить в известность Государственную инспекцию труда.

Совет: Если нет возможности вовремя исполнить предписание, то следует направить в ГИТ ходатайство с просьбой продлить срок его выполнения с указанием уважительных причин.

Прокурорский надзор за защитой трудовых прав граждан

юридические науки

  • Заидова Манарша Усмахановна , преподаватель
  • Дагестанский государственный университет народного хозяйства
  • ПРОКУРАТУРА
  • ТРУДОВЫЕ ПРАВА
  • ГРАЖДАНЕ
  • КОНСТИТУЦИЯ
  • ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
  • ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУД
  • НАРУШЕНИЕ

Похожие материалы

В соответствии со статьей 37 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Также в этой же статье говорится, что принудительный труд запрещен.

Защита трудовых прав граждан является объектом пристального внимания прокуратуры России. Одним из средством защиты трудовых прав граждан является обращение из в порядке гражданского судопроизводства в прокуратуру Российской Федерации. Прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» одним из основных направлений деятельности прокуратуры является осуществление общего надзора, т.е. надзора за исполнением законов. В данном законе прямо не говорится, что прокуратура является специализированным органом по осуществлению контроля и надзора в сфере труда. Но так как трудовое законодательство является частью в общем законодательства Российской Федерации, прокурор уполномочен осуществлять надзор и в данной сфере.

Правовой основой прокурорского надзора в рассматриваемой сфере помимо Закона «О прокуратуре» является Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики», где были предусмотрены полномочия прокурора по следующим вопросам:

  • соблюдение права на своевременное и в полном объеме право на выплату заработной платы;
  • соблюдение прав работников при увольнении в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата;
  • надзор за деятельностью государственной инспекции труда;
  • реализация службами занятости программ трудоустройства и обучения профессиям, особо нуждающимся в социальной защите граждан;
  • соблюдение органами занятости преимущественного права безработных, состоящих на учете свыше 6 месяцев, на участие в общественных работах;
  • факты несвоевременной выплаты пенсий и пособий гражданам кредитными учреждениями.

Если нарушены права, не предусмотренные в этом перечне работник имеет право обратиться за защитой своих прав в Государственную инспекцию труда. Если Государственная инспекция не реагирует или не своевременно реагирует на обращение граждан о нарушении трудового законодательства, то у граждан возникает право обращаться с жалобой в прокуратуру, ссылаясь на неудовлетворительную деятельность инспекции.

В соответствии со ст. 33 Конституции России «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Целью работы органов прокуратуры по рассмотрению обращений о нарушении трудового законодательства является своевременное, объективное и окончательное разрешение каждого обращения.

Установлено, что в государственном бюджетном учреждении «Рутульская центральная районная больница» по состоянию на 01 декабря 2016 года образовалась задолженность по выплате заработной платы работникам.
При этом главным бухгалтером учреждения в органы статистики Рутульского района представлены недостоверные статистические сведения об отсутствия задолженности по заработной плате, что повлекло за собой искажение данных статистического учета.

Читайте так же:  Помощь юриста по жилищным вопросам

По итогам проверки прокуратура в отношении главного бухгалтера больницы возбудила административное производство по ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ (непредставление первичных статистических данных). По результатам его рассмотрения территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан нарушителю назначен административный штраф.

Так, на основании выявленных нарушений трудового законодательства выразившихся в установлении в локальных нормативных актах организации сроков выплаты заработной платы, не соответствующих Трудовому кодексу РФ, прокурор имеет право принести протест на такой акт. Протест прокурора в данном случае должен быть рассмотрен в десятидневный срок с участием представителя прокуратуры, а незаконный акт должен быть либо отменен, либо изменен в части, не соответствующей законодательству России. Таким образом, прокурор обладает довольно обширными полномочиями по применению мер прокурорского реагирования, которые должны быть направлены на устранение нарушений трудового законодательства. Наиболее эффективный результат прокурорского вмешательства достигается при внесении актов реагирования в комплексе. Однако необходимо дифференцированно подходить к каждому выявленному в ходе осуществления прокурорского надзора нарушению трудового законодательства. Важно применение мер, позволяющих устранить причины и условия, способствовавшие нарушению.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства прокурор вправе:

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  2. требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Осуществляя надзор за защитой трудовых прав граждан прокурор имеет право предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах пострадавших. Согласно требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако законом предусмотрены случаи, когда прокурор может обратиться в суд в защиту нарушенных трудовых прав, если даже отсутствуют обстоятельства, препятствующих самостоятельно обращаться в суд за защитой своих трудовых прав (защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальной защиты). Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

  • работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случае, когда нарушение трудовых прав человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административном правонарушении.

Так, Прокуратура Казбековского района провела проверку по обращению работников сельскохозяйственного производственного кооператива «Дружба» села Ленинаул о нарушениях трудового законодательства.

В ходе проверки в деятельности СПК выявлены существенные нарушения требований трудового законодательства.

В частности, установлено, что руководством кооператива с работниками соответствующим образом не заключены трудовые договоры.

Кроме того, у предприятия образовалась задолженность по выплате работникам заработной платы на общую сумму около 70 тысяч рублей.

В связи с этим, прокуратура в отношении руководителя СПК возбудило административное производство по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства). Кроме того, в его адрес внесено представление об устранении выявленных нарушений и объявлено предостережение о недопустимости повторных нарушений трудового законодательства.

При наличии оснований полагать, что нарушение трудовых прав имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, что лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. В частности, в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены как минимум 3 состава преступления, непосредственно относящихся к нарушению трудовых прав: статья 143 «Нарушение требований охраны труда», 145 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины, или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет» и 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат».

В заключении хотелось бы сказать, что прокуратура — это один из эффективных способов защиты нарушенных трудовых прав, но не единственный. Прокуратура не может быть альтернативой обращению в суд. Поэтому обращение в прокуратуру или федеральную инспекцию труда должно происходить параллельно с обращением в суд.

Список литературы

  1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N138-ФЗ(ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  4. Указание Генпрокуратуры РФ от 14.11.2008 N 229/7р»Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики»
  5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источники


  1. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.

  2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
Проверка исполнения трудового законодательства прокуратурой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here