Реорганизация образовательного учреждения путем присоединения

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Реорганизация образовательного учреждения путем присоединения". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Раздел I. Реорганизация образовательных организаций (п.п. 1 — 9)

Раздел I. Реорганизация образовательных организаций

1. Реорганизация — это прекращение деятельности или изменение правового статуса образовательной организации, влекущее за собой правопреемство, то есть переход прав и обязанностей.

2. В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), образовательные организации могут быть реорганизованы в следующих формах:

1) слияние — это объединение двух и более образовательных организаций, в результате которого образуется новая образовательная организация, а объединившиеся образовательные организации прекращают свое существование ;

2) присоединение — это прекращение существования одной или нескольких образовательных организаций с полным правопреемством другой существующей образовательной организации ;

3) разделение — это прекращение существования образовательной организации с полным правопреемством двух и более образовательных организаций, которые создаются в результате разделения ;

4) выделение — создание новой образовательной организации или образовательных организаций, являющихся частичными правопреемниками реорганизуемой образовательной организации, без прекращения деятельности последней ;

5) преобразование — изменение организационно-правовой формы образовательной организации ;

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) изменение типа образовательной организации как муниципального учреждения (например, из казенного в бюджетное учреждение) не является ее реорганизацией.

Существующую практику укрупнения образовательных организаций зачастую называют слиянием, однако слияния в том смысле, который вкладывает в этот термин ГК РФ, происходят достаточно редко. В большинстве случаев речь идет о присоединении одной образовательной организации к другой.

3. Последовательность действий при реорганизации образовательных организаций в форме присоединения:

Процедура
реорганизации образовательных организаций в форме присоединения

4. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) (часть 10 статьи 22) предусмотрено, что образовательная организация реорганизуется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

ГК РФ определены следующие основные правила проведения реорганизации в форме присоединения:

— реорганизация образовательной организации может быть осуществлена по решению ее учредителей. Полномочия по принятию данного решения должны быть закреплены в муниципальном правовом акте (например, устав муниципального образования, положение о муниципальном органе управления образованием). В случае если учредителем является администрация муниципального образования, решение принимается в форме постановления. Если учредителем является соответствующее структурное подразделение администрации муниципального образования — издается приказ (образец муниципального правового акта о реорганизации прилагается). Названным правовым актом распределяются обязанности между образовательными организациями, участвующими в реорганизации (далее — уполномоченные образовательные организации);

— уполномоченная образовательная организация в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ее реорганизации обязана в письменной форме сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]);

— уполномоченная образовательная организация после внесения налоговым органом в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры реорганизации (после получения соответствующего уведомления налогового органа) дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации;

— при присоединении образовательной организации к другой образовательной организации к последней переходят права и обязанности присоединенной образовательной организации в соответствии с передаточным актом;

— передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной образовательной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;

— передаточный акт утверждается учредителями образовательной организации;

— при реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней другой образовательной организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной образовательной организации (налоговым органом будет направлено соответствующее уведомление).

5. Реорганизация образовательной организации в форме присоединения не влечет изменения наименования образовательной организации.

Вместе с тем, в случае необходимости можно изменить наименование реорганизованной образовательной организации с учетом специфики присоединенной образовательной организации путем внесения изменений в устав реорганизованной образовательной организации.

При этом необходимо помнить следующее.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. Организационно-правовая форма — это предусмотренная законодательством форма юридического лица, в которой создано юридическое лицо и которая зафиксирована в уставе.

Следует отметить, что в соответствии с Законом об образовании (часть 1 статьи 22) образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (организационно-правовые формы: учреждение, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, общественная организация, фонд и другие).

Между тем, коммерческие организации (организационно-правовые формы: предприятие, открытое или закрытое акционерное общество (ОАО, ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО) и другие) могут являться только организациями, осуществляющими обучение (часть 1 статьи 31 Закона об образовании).

Главное отличие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, заключается в том, что образовательная деятельность у первых это основной вид деятельности, а у вторых — дополнительный (статья 2 Закона об образовании).

7. В соответствии с Законом об образовании (статья 23) образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. При этом законом установлен исчерпывающий перечень типов образовательных организаций:

1) типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

— дошкольная образовательная организация;

— профессиональная образовательная организация;

— образовательная организация высшего образования;

2) типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

— организация дополнительного образования;

— организация дополнительного профессионального образования.

Деление образовательных организаций на виды действующим законодательством об образовании не предусмотрено.

8. В наименовании образовательной организации могут использоваться указания на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Читайте так же:  Куда можно применить материнский капитал

Наименования образовательных организаций, установленные на основании типов образовательных организаций, предусмотренных ранее действующим законодательством, подлежат приведению в соответствие с типами образовательных организаций, предусмотренными статьей 23 Закона об образовании.

По вопросу наименований муниципальных образовательных организаций ранее Министерство образования Омской области направляло муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования на территории Омской области, методические рекомендации (письмо от 16.04.2013 N ИСХ-13/МОБР-5443).

9. Рассмотрим отдельные примеры реорганизации в форме присоединения.

Пример N 1. Общеобразовательная организация (ОО) реорганизуется в форме присоединения к ней вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (ВСОУ).

При этом ВСОУ — образовательное учреждение по типу, предусмотренному ранее действующим законодательством. ВСОУ в соответствии с Законом об образовании является по типу общеобразовательной организацией, которая фактически реализует образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной форме обучения.

В результате присоединения ВСОУ перестает существовать, при этом ОО получает право реализовывать образовательные программы, в том числе путем организации обучения в очно-заочной или заочной форме, и осуществлять образовательную деятельность по адресам, которые указаны как в лицензии ОО, так и в лицензии ВСОУ, но только после переоформления лицензии ОО.

Пример N 2. Общеобразовательная организация (ОО) реорганизуется в форме присоединения к ней дошкольной образовательной организации (ДОО) и организации дополнительного образования (ОДО).

В результате присоединения ДОО и ОДО перестают существовать, при этом ОО получает право реализовывать образовательные программы, в том числе образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, и осуществлять образовательную деятельность по адресам, которые указаны как в лицензии ОО, так и в лицензиях ДОО и ОДО, но только после переоформления лицензии ОО.

>
Ликвидация образовательных организаций (п.п. 10 — 13)
Содержание
Письмо Министерства образования Омской области от 7 мая 2014 г. N ИСХ-14/МОБР-7008 «О методических рекомендациях по правовым.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Реорганизация ОУ

к приказу директора

от 06.05.2015 г. № 526

мероприятий по реорганизации муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 115 путем присоединения к нему муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 68»

Ответственный за исполнение

Письменно уведомить о начале процедуры реорганизации орган , осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения реорганизации

Руководитель присоединяющего учреждения

Обеспечить публикацию в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о реорганизации МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) путем присоединения к нему МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое), с указанием сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, иных сведениях, предусмотренных законом

В течение 5 дней после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации

Руководитель присоединяющего учреждения

Издать приказ по МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее) о реорганизации МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) путем присоединения к нему МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Руководитель присоединяющего учреждения

Издать приказ по МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) о реорганизации МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) путем присоединения к нему МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Руководитель присоединяемого учреждения

Уведомить работников МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое), МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) о реорганизации путем присоединения

Начальник управления образования района города

Лебедева О.Ю.- отв.;

руководитель присоединяемого учреждения

Евстифеева С.Г.- исполн.

Уведомить руководителей учреждений, участвующих в реорганизации, о реорганизации путем присоединения

Департамент организационно — кадрового обеспечения деятельности администрации

Обеспечить публикацию в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о реорганизации МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) путем присоединения к нему МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое), с указанием сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, иных сведениях, предусмотренных законом (повторно)

Через месяц после первой публикации

Руководитель присоединяющего учреждения

Направить уведомления о начале реорганизации и правопреемстве в отделения фонда социального страхования, пенсионного фонда, органов статистики, службу занятости, органы казначейства, архив города Нижнего Новгорода, отделение УФК по району

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения реорганизации

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.;

руководитель присоединяющего учреждения-Сулейманова Г.В.-исполн.

Выявить и уведомить заказной почтой всех кредиторов и дебиторов МБОУ СОШ № 68 о реорганизации и правопреемстве

в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Подготовить проект нового штатного расписания МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение)

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Провести инвентаризацию имущества Подготовить инвентаризационные описи (присоединяемое учреждение)

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Согласовать инвентаризационные описи в КУГИ и ЗР

Руководитель ЦБ района Левачева И.Е. .- исполн.;

руководитель присоединяемого учреждения – Евстифеева С.Г.- исполн.

Подготовить и направить обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о внесении изменения в свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество (в части изменения субъекта права)

В течении 10 дней после внесения

в ЕГРЮЛ о завершении

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Читайте так же:  Гарантийный срок

Сулейманова Г.В.- исполн

Осуществить перевод воспитанников МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) в МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Оформить трудовые отношения с работниками МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее) в соответствии с требованиями трудового законодательства

После внесения записи

в ЕГРЮЛ о завершении

реорганизации до 09.09.2015

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Провести акты сверки расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами и другими кредиторами и дебиторами (в том числе ИФНС по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода)

На день предшествующий внесению записи

в ЕГРЮЛ о завершении

Руководитель ЦБ района

Направить в КУГИ и ЗР на согласование заключительный бухгалтерский баланс

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

[2]

Утвердить заключительный бухгалтерский баланс МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) по состоянию на дату предшествующую внесению записи в ЕГРЮЛ о реорганизации с предварительным согласованием в КУГИ и ЗР

На дату внесения записи

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовить и направить в КУГ и ЗР актов приема-передачи имущества по форме ОС-1 МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) по состоянию на 01.09.2015 года

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Утвердить в КУГИ и ЗР акты приема-передачи имущества по форме ОС-1 МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Подготовить вступительный (сводный) баланс МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

На дату внесения записи

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Организовать работу по прекращению трудовых отношений с руководителем МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Департамент организационно — кадрового обеспечения деятельности администрации

Предоставить отчетность (НДФЛ, декларации по земельному налогу, налогу на имущество, прибыль, НДС; негативное воздействие, персонифицированный учет и др.) по МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) в ИФНС, внебюджетные фонды

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Оформить договорные отношения с поставщиками коммунальных услуг после внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (в части изменения субъекта права)

Руководитель присоединяющего учреждения

Закрыть лицевой счет МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Направить на согласование в департамент образования, КУГИ и ЗР новую редакцию Устава МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Направить в ИФНС документы для государственной регистрации: новую редакцию Устава МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Подготовить и передать по актам документы МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) на хранение правопреемнику – МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.;

руководитель присоединяющего учреждения-Сулейманова Г.В.-исполн.

После утверждения заключительного баланса, закрытия лицевого счета, аннулирования всех ЭЦП руководителя уничтожить печать и штамп МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое).

Направить акт об уничтожение в департамент образования администрации г. Нижнего Новгорода

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Подготовить приказ департамента образования о завершении реорганизации и направить его в КУГИ и ЗР

Сняться с регистрационного учета МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) в УФК, аннулировать ЭЦП руководителя

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн..

Исключить из реестра муниципального имущества МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

603044 г.Нижний Новгород ул. Просвещенская дом 4,

Статья 10. Порядок действий по реорганизации образовательных учреждений (образовательного учреждения)

Статья 10. Порядок действий по реорганизации образовательных учреждений (образовательного учреждения)

1. После издания распоряжения главы Киселевского городского округа осуществляется реорганизация образовательного учреждения (образовательных учреждений) в соответствии с действующим законодательством.

2. Заместитель главы Киселевского городского округа по социальным вопросам:

— осуществляет руководство процедурой реорганизации образовательного учреждения (образовательных учреждений);

— согласовывает состав межведомственной комиссии по реорганизации образовательного учреждения;

— утверждает в порядке установленном действующим законодательством от имени учредителя учредительные документы вновь возникших образовательных учреждений или изменения к уставу в случае реорганизации путем присоединения и выделения.

3. Межведомственная комиссия по реорганизации с момента вступления в силу распоряжения главы Киселевского городского округа о реорганизации образовательного учреждения (образовательных учреждений) осуществляет в установленном законом порядке все необходимые действия по реорганизации, в том числе:

— разрабатывает план мероприятий, необходимых для проведения реорганизации;

— размещает в средствах массовой информации объявления о реорганизации и осуществляет иные действия в соответствии с действующим законодательством РФ;

— осуществляет в соответствии с действующим законодательством иные действия, необходимые для проведения реорганизации образовательного учреждения.

4. Управление образования организует работу по:

— изданию правового акта о порядке действий, направленных на реализацию распоряжения главы Киселевского городского округа о реорганизации образовательного учреждения (образовательных учреждений) в части решения вопросов образовательного процесса реорганизуемого образовательного учреждения;

— согласованию устава вновь возникших образовательных учреждений или изменений к нему в случае реорганизации путем присоединения и выделения.

5. Руководитель реорганизуемого образовательного учреждения (руководители образовательных учреждений):

— предоставляет утвержденный устав в регистрирующий орган для последующей государственной регистрации вновь возникшего образовательного учреждения или изменений в устав существующего образовательного учреждения (учреждений);

— уведомляет регистрирующий орган, всех известных кредиторов реорганизуемого образовательного учреждения о реорганизации;

— принимает участие в проведении инвентаризации и подготовке передаточного акта (разделительного баланса);

— решает вопросы перевода (увольнения), трудоустройства работников и уведомляет о реорганизации фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, пенсионный фонд, службу занятости населения;

— предоставляет в Комитет по управлению муниципальным имуществом:

в течение 10 дней со дня принятия решения о реорганизации перечень кредиторов;

в течение двух месяцев со дня принятия решения о реорганизации передаточный акт (разделительный баланс);

учредительные документы, печати, штампы, справку о закрытии счета реорганизуемого образовательного учреждения в органах Федерального казначейства, учредительные документы вновь возникшего образовательного учреждения (учреждений) или изменения к уставу в случае реорганизации путем присоединения и выделения.

Читайте так же:  Уведомление об уточнении налоговой декларации что делать

6. Комитет по управлению имуществом на основании распоряжения главы Киселевского городского округа о реорганизации образовательного учреждения:

— издает правовой акт о порядке осуществления действий, направленных на реализацию распоряжения главы Киселевского городского округа о реорганизации образовательного учреждения в части решения вопросов управления муниципальной собственностью, закрепленной за реорганизуемым образовательным учреждением (реорганизуемыми образовательными учреждениями), передаче этого имущества, определения правопреемника (правопреемников) реорганизуемого образовательного учреждения и определения порядка дальнейшего использования имущества, закрепленного за реорганизуемым образовательным учреждением;

— утверждает передаточный акт (разделительный баланс), содержащий положения о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого образовательного учреждения;

— согласовывает устав вновь возникшего образовательного учреждения (учреждений) или изменений к нему в случае реорганизации путем присоединения и выделения.

7. Образовательное учреждение (образовательные учреждения) считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших образовательных учреждений. При реорганизации в форме присоединения к нему другого образовательного учреждения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного образовательного учреждения.

>
Ликвидация муниципальных образовательных учреждений (ст.ст. 11-12)
Содержание
Решение Киселевского городского Совета народных депутатов Кемеровской области от 28 мая 2008 г. N 217-н «О порядке создания.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?

В обиходе появляются такие слова как «образовательный комплекс» или «образовательный холдинг». Отметим сразу, что это именно слова из обихода, т. к. с юридической точки зрения таких организаций не существует (все типы и виды образовательных организаций указаны в ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательные комплексы (или образовательные холдинги) при создании требуют выполнения ряда процедур, создаются на добровольной основе, включают в себя совокупность образовательных организаций. Такие комплексы дают образовательным организациям больше возможностей для реализации федерального образовательного стандарта. Комплекс позволяет повысить конкурентоспособность и эффективность своей деятельности во многих сферах школьной жизни.

Для большинства детей, учителей, родителей школа является особым социумом, микроорганизмом, к которому принадлежит большое количество людей. Этот микросоциум является единственным в своем роде. Многим представителям родительской общественности объединение школ кажется слишком радикальными процессом, затрагивающим интересы детей. Впоследствии они нередко задаются вопросами, насколько правомочными являются решения о реорганизации учебного заведения, могут ли родители повлиять на исход такого процесса. Родители считают, что только они, дети и сотрудники школ могут решать вопрос о реорганизации школы, и без их согласия такие действия происходить не должны. Чтобы выяснить так ли это, давайте обратимся к федеральным и региональным источникам законодательства.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации») в части, касающейся создания, ликвидации и реорганизации образовательных учреждений, интересными для нас являются статьи 22, 44 и 45. Они разъясняют права и обязанности родителей в сфере образования, особенности защиты прав обучающихся в образовательной организации.

Образовательное учреждение создается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (п.1 ст.22 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). То есть для того, чтобы полноценно разобраться в процессе объединения образовательных учреждений необходимо обратиться еще и к Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014). Под реорганизацией понимается: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, которое осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (в п.1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (далее ГК РФ). Школы чаще всего присоединяют друг к другу путем слияния или присоединения.

[3]

Отметим основные особенности реорганизации юридических лиц, которые применимы к образовательным учреждениям.

  • Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст.57 ГК РФ). Если школы и детские сады приняли решение об объединении своих учреждений, то такое решение должно быть обязательно согласовано с органами управления образования.
  • При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст.57 ГК РФ). Это означает, что к одной школе присоединяются остальные образовательные учреждения. У всех зданий комплекса будет единый для всех номер школы. Остальные образовательные учреждения прекращают свою деятельность как юридические лица.
  • Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. На практике могут объединить и школы, и детские сады в один образовательный комплекс.

Вот некоторые юридические нюансы, которые помогают нам понять, на основании чего осуществляется реорганизация школы.

Согласно этому документу, учредитель предоставляет целый пакет документов в частности:

В перечне документов присутствует пункт, в соответствии с которым должно учитываться мнение жителей сельского поселения. То есть, таких населенных пунктов, как поселки, села, станицы, хутора, деревни. Мнение жителей всех остальных территориальных образований не учитывается. Только для ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения необходимым условием является согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Какими правами в образовательном учреждении обладают родители и могут ли они повлиять на решение об объединении школы?

Читайте так же:  Обязательство по материнскому капиталу нотариус документы

Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право (согласно п.3 ст.44 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»):

  • защищать права и законные интересы своих детей,
  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

В целях защиты прав и интересов ребенка родители имеют право:

  • направлять обращения в органы управления образования, с указанием на нарушении прав несовершеннолетних, такие обращения подлежат обязательному рассмотрению, указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать любые не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Таким образом, если родители считают, что в результате ликвидации или реорганизации образовательного учреждения права их детей будут нарушены, то они имеют право обращаться с соответствующими обращениями и жалобами в органы управления образования. Существует множество случаев, когда родительская общественность той или иной школы с успехом отстаивала право школы на сохранение своего статуса. Для этого необходимо иметь веские причины и собрать ряд документов.

[1]

Помимо вышеуказанных нормативных актов, существует Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который учитывает защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры. Принятие органом местного самоуправления решения о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Вышеуказанное требование Закона является обязательным для всех муниципальных образований вне зависимости от наличия или отсутствия регламентированного порядка ликвидации муниципальных образовательных учреждений.

Можно сделать следующий вывод, поскольку федеральное законодательство не предусматривает получение согласия родителей на перевод обучающихся из ликвидируемых общеобразовательных учреждений в другие общеобразовательные учреждения, необходимо уточнить о наличии такого требования в муниципальных нормативных правовых актах. Если согласие родителей в соответствии с муниципальными требованиями необходимо, то имеет смысл продолжать диалог с администрацией ликвидируемого образовательного учреждения и органами управления образованием. Это возможно сделать, написав ряд писем в местные органы управления образования, ознакомиться с мнением педагогов и родителей по поводу принятия такого решения. Администрация школы, представители родительской общественности, педагоги и дети должны аргументированно отстаивать право своей школы на самостоятельность.

Не будем также забывать, что существует множество примеров успешного объединения организаций. В результате таких решений многие школы получили новую жизнь, начали функционировать гораздо успешнее и продуктивнее, получили новые возможности.

Некоторые вопросы реорганизации образовательной организации

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Некоторые вопросы реорганизации образовательной организации

Анализ поступающих вопросов в блок консультаций «Правовое обеспечение» по вопросу реорганизации образовательных организаций, послужил основанием в необходимости сделать отдельную публикацию по некоторым часто задаваемым вопросам наших читателей.

Не хотелось бы повторяться в рассмотрении основных вопросов, связанных с реорганизацией организаций, в т. ч. образовательных. Основные моменты учёта прав всех сторон при реорганизации были рассмотрены в публикации в выпуске от 1 июля 2015 года. Спустя год всё же назрела необходимость разобрать некоторые вопросы.

1. Гарантии работников при реорганизации или смене собственника юридического лица.

Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации регулирует ст. 75 ТК РФ. Части 1-4 ст. 75 ТК РФ содержат положения, применимые только к отношениям, связанным со сменой собственника имущества организации. Поэтому важно отличать смену собственника имущества организации от схожих правоотношений.

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Расторжение трудовых договоров в таких случаях происходит на основании п. 4 ст. 81 ТК РФ. В случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трёхкратного среднего месячного заработка работника, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (статья 181).

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Работники организации, у которой появился новый собственник ее имущества, продолжают работать на условиях ранее заключенных трудовых договоров. Если работник по каким-либо причинам откажется продолжать работу после смены собственника имущества организации, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ — отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо её реорганизацией. Это правило действует в отношении любых работников соответствующей организации, в том числе ее руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности. Эти императивные правила ч. 4 ст. 75 ТК РФ запрещают осуществлять сокращение численности или штата работников до государственной регистрации перехода права собственности к новому собственнику имущества организации.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

Часть 5 ст. 75 ТК РФ носит гарантийный характер, она направлена на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, т. е. на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса работодателя. При этом работник вправе не согласиться с продолжением трудовой деятельности, и в этом случае трудовой договор с ним прекращается по специальному основанию, предусмотренному в п. 6 ст. 77 ТК РФ. Трудовой договор может быть также расторгнут по инициативе работника.

Читайте так же:  За что лишают прав на полтора года

Изменение подведомственности (подчиненности) организации означает ее передачу из ведения (подчинения) одного органа в ведение (подчинение) другого органа.

По гражданскому законодательству Российской Федерации реорганизация организаций может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Таким образом, при реорганизации путём присоединения (на практике чаще всего встречается в системе образования):

  1. Гарантируется сохранение трудовых прав работников.
  2. Исполнение обязательств переходит к правопреемнику. Из этого следует, что руководителю образовательной организации необходимо предусмотреть заключение дополнительных соглашений (приложений) к ранее заключённым договорам для продолжения исполнения взятых на себя обязательств присоединённых юридических лиц (например, договор на оказание образовательных услуг по дошкольному образованию с законными представителями несовершеннолетних в случае присоединения детского сада к школе, не говоря уже о договорных отношениях с организациями).

2. Вопросы лицензирования образовательной деятельности при реорганизации юридического лица.

Часто задают вопрос — нужно ли повторно проходить лицензирование, если присоединяющая образовательная организация уже получила новую бессрочную лицензию? Ответ — да, нужно! Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

К особенностям лицензирования образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» относятся следующие:

2.1. Согласно общему правилу лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

2.2. Переоформление лицензии, наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями, осуществляется лицензирующим органом также:

1) при реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) при реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии проводится на основании лицензий таких организаций.

Обращаем внимание, что в лицензии должны быть указаны все уровни образовательных программ, по которым осуществляется образовательная деятельность реорганизованного юридического лица.

3. Вопросы аккредитации образовательной деятельности.

При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган выдает свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности составляет один год.

Видео (кликните для воспроизведения).

Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

Источники


  1. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.

  2. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  3. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
Реорганизация образовательного учреждения путем присоединения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here