Техника пользования органами управления транспортного средства

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Техника пользования органами управления транспортного средства". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Органы управления автомобиля

Органы управления автомобиля ВАЗ 2115

Бортовая система контроля

Блок управления наружными зеркалами

Управление вентиляцией и отоплением салона

Рис. 1.2. Органы управления

Расположение органов управления показано на рис. 1.2.

1 – сопло обдува стекла передней двери.

2 – рычаг переключателя указателей поворота и света фар.

3 – боковое сопло системы вентиляции и отопления салона.

4 – патрон подключения переносной лампы.

5 – рычаг привода замка капота.

6 – гидрокорректор фар с ручной регулировкой. Вращением рукоятки регулируется угол наклона пучка света фар таким образом, чтобы не ослеплялись водители встречного транспорта. Положение рукоятки гидрокорректора означают следующие загрузки автомобиля:

1 – один водитель;

2 – все места заняты;

3 – все места заняты плюс груз в багажном отделении до допустимой нагрузки на заднюю ось;

4 – один водитель плюс груз в багажном отделении до допустимой нагрузки на заднюю ось.

7 – регулятор освещения приборов. Вращением рукоятки регулируется яркость освещения приборов и ламп подсветок, если включено наружное освещение.

8 – рукоятка регулировки угла наклона рулевой колонки. Для выбора оптимального угла наклона рулевой колонки опустите рукоятку вниз, установите рулевую колонку в удобное положение и зафиксируйте ее перемещением рукоятки в крайнее верхнее (исходное) положение.

Регулировку положения рулевой колонки проводите на неподвижном автомобиле.

9 – педаль сцепления.

10 – педаль тормоза.

11 – педаль акселератора.

12 – переключатель электровентилятора отопителя.

13 – прикуриватель. Для использования прикуривателя нажмите на патрон до его фиксированного положения и отпустите. Примерно через 20 с патрон автоматически возвращается в исходное положение, готовый к применению.

14 – рычаг переключения передач. На рукоятке рычага нанесена схема переключения передач.

15 – рычаг стояночного тормоза. Перемещением рычага вверх приводятся в действие колодки тормозов задних колес. Для возвращения рычага в исходное положение нажмите на кнопку на торце рукоятки.

16 – выключатель обогрева переднего левого сиденья. (см. «Клавишные выключатели»).

17 – блок управления наружными зеркалами.

18 – задняя пепельница. Чтобы воспользоваться пепельницей, откиньте вверх ее крышку. Для очистки пепельницы выньте контейнер за пластину гашения сигарет.

19 – выключатель обогрева переднего правого сиденья. (см. «Клавишные выключатели»).

20 – передняя пепельница. Чтобы воспользоваться пепельницей, потяните ее на себя. Для очистки пепельницы нажмите на пластину гашения сигарет и выньте ее из гнезда. При включении наружного освещения внутренняя часть пепельницы подсвечивается специальным фонарем.

21 – гнездо для радиоаппаратуры. Предусмотрена установка радиоаппаратуры, соответствующей по габаритам и способу крепления международным стандартам.

22 – пульт управления системой вентиляции и отопления салона.

23 – журнальная полка.

24 – крышка нижнего вещевого ящика. Чтобы открыть крышку нижнего вещевого ящика, прижмите рукоятки замков к ручке. Если включено наружное освещение специальный фонарь подсвечивает внутреннюю часть вещевого ящика.

25 – крышка верхнего вещевого ящика. Для доступа к верхнему вещевому ящику необходимо при откинутой крышке нижнего вещевого ящика нажать на рычажок замка верхней крышки. Рычажок замка расположен в верхней части ниши нижнего вещевого ящика.

26 – центральные сопла системы вентиляции и отопления салона.

27 – контрольная лампа состояния надувной подушки безопасности. Устанавливается вместо заглушки, если автомобиль оборудован подушкой безопасности водителя. При включении зажигания система управления подушкой безопасности переходит в режим самотестирования во время которого лампа на 4–5 с загорается оранжевым светом. При отсутствии неисправности лампа гаснет или горит постоянно при обнаружении какого-либо дефекта. В вариантном исполнении контрольная лампа монтируется в спице рулевого колеса.

На часть выпускаемых автомобилей вместо контрольной лампы устанавливается выключатель фароочистки. (см. «Клавишные выключатели»).

28 – контрольная лампа антиблокировочной системы (АBS). Устанавливается вместо заглушки, если автомобиль укомплектован антиблокировочной системой тормозов. Лампа загорается оранжевым светом при включении зажигания и гаснет через 2–3 с при отсутствии неисправности в системе. Если лампа горит постоянно, то для выявления и устранения возникшего дефекта обратитесь на ПТО.

30 – контейнер для мелких вещей. На часть выпускаемых автомобилей вместо контейнера устанавливается маршрутный компьютер.

31 – блок клавишных выключателей. (см. «Клавишные выключатели»).

32 – переключатель наружного освещения. (см. «Клавишные выключатели»).

[2]

33 – бортовая система контроля.

34 – датчик-сигнализатор иммобилизатора. Устанавливается на автомобиле с системой впрыска топлива, оснащенном электронной противоугонной системой, и предназначен для передачи секретного кода от рабочего кодового ключа через блок иммобилизатора на контроллер управления двигателем.

35 – рычаг переключателя очистителей и омывателя ветрового стекла.

36 – выключатель зажигания.

37 – выключатель аварийной сигнализации. При нажатии на кнопку включается мигающий свет всех указателей поворота и контрольной лампы в комбинации приборов. При повторном нажатии на кнопку сигнализация выключается.

Техника управления транспортным средством

Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления

Рабочее место водителя. Быстрота и точность рабочих движений водителя современного автомобиля необходимы для успешного выполнения поставленной задачи.

Удобство пользования органами управления, хороший обзор дороги, наименьшая утомляемость водителя обеспечиваются его правильной посадкой.

Посадка водителя определяется положением его тела, рук и ног относительно органов управления. Спина должна полностью прилегать к спинке сиденья, ноги свободно доставать до педалей, а руки — до рулевого колеса и других органов управления. Такая посадка у водителей считается основной. Основная посадка обеспечивается регулировкой сиденья (спинки сиденья) и определяется рядом показателей (рис. 1.1,а): углом отклонения корпуса от вертикали (А,=20-25 о), углом между корпусом и бедром (А2=85-95°), углом между бедром и голенью (А3= 110-120°), углом между голенью и стопой (А4=90-95°), углом между корпусом и плечом (А5=20- 40°), углом между плечом и предплечьем (А =110-120°), углом между предплечьем и кистью (А7= 130-150°).

У водителей легковых автомобилей значения указанных параметров несколько отличны от приведенных (рис. 1.1,б).

Чтобы занять правильное положение за рулем необходимо переместить сиденье вперед (назад) при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в ко-ленном суставе. Освободив фиксатор, перевести спинку сиденья так, чтобы она плотно контактировала с почти вертикально расположенной спиной и не требовалось изменять для этого положение корпуса (рис. 1.2).

Читайте так же:  Постоянно действующий исполнительный орган юридического лица это

Рис. 1.1. Основная посадка водителя: а — грузового автомобиля; б — легкового автомобиля.

При движении задним ходом, особенно на легковых автомобилях приходится использовать обратную посадку. При обратной посадке водителю необходимо левую руку положить на верхнюю дугу рулевого колеса, что позволяет более точно вести автомобиль задним ходом.

При этом левая нога постоянно находится на педали сцепления, правая — на педали подачи топлива. Корпус тела необходимо повернуть в правую сторону, положив правую руку на спинку сиденья, и наблюдать за дорогой через заднее окно.

Рис. 1.2. Регулировка сиденья водителя

Если сиденье расположено слишком далеко от органон управления, водитель вынужден подтягиваться вперед, держась за рулевое колесо. При этом спина eго отрывается от опоры, и мышцы ее все время напряжены. Если сиденье слишком далеко выдвинуто вперед, то водитель сильно сгибает руки и ноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления. Стремление водителя принять удобную позу, не прибегая к регулировке сиденья, ведет к преждевременному утомлению.

Приняв правильное положение за рулем, водитель регулирует ремни безопасности таким образом, чтобы под пристегнутый ремень на уровне груди входила ладонь. Отрегулировав ремни, нужно проверить, насколько удобно пользоваться переключателями на приборном щитке и рычагом переключения передач.

Для хорошего обзора дороги позади автомобиля нужно отрегулировать положение зеркал заднего вида (рис. 1.3, а, б). Внутреннее зеркало устанавливают так, чтобы в его правой части и был виден правый край заднего окна. В правой части внешнею зеркала должен быть видна часть ручки задней дверцы легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомобиля. При движении автомобиля можно проверить правильность регулировки, наблюдая за опережающим слева автомобилем: как только его отражение начнет исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться на внешнем.

Положение рук води теля на органах управления автомобилем, в первую очередь на рулевом колесе, в значительной степени формирует посадку водителя и определяет возможность управления рулевым колесом.

В реальных усложни положение рук водителя может быть различным Оптимальное положение рук на рулевом колесе для левой руки — в секторе 9-10 часов (по аналогии с часовым циферблатом), для правой руки и секторе 2-3 ч (рис. 1.4). Оптимальное положение рук на рулевом колесе обеспечивает максимальный, в любую сторону, угол поворота рулевого колеса при управлении как двумя руками, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными органами управления автомобилем.

Рис. 1.3. Регулировка зеркала заднего вида: а — легковой автомобиль; б — грузовой автомобиль.

При управлении автомобилем водитель чаще всего работает с рулевым колесом, рычагом коробки передач, педалью сцепления, педалью подачи топлива и с педалью рабочего тормоза. Существуют определенные правила, которые водитель должен выполнять.

Как при работе с педалью подачи топлива, так и с другими педалями стопа ноги водителя может быть условно разделена на три части (рис. 1.5):

Рис. 1.4. Положение рук водителя на рулевом колесе

I часть стопы — передняя

— гибкая и чувствительная, но не сильная, поэтому ей нажимают на педаль газа, но обязательно при этом, опираясь на каблук, чтобы нога меньше уставала;

II часть стопы — средняя

  • — сильная и гибкая, ею нажимают педали сцепления и тормоза, требующие значительного усилия для их нажатия;
  • Ш часть стопы — пятка наиболее сильная, но не чувствительная. Она обычно служит опорой для ноги. Нажимать на педали ею неудобно. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой — на педаль газа и тормоза.

Рис. 1.5. Схема стопы водителя и положений ног на педалях сцепления и тормоза

Рис. 1.6. Положение правой ноги на педали газа

Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта с педалью газа (рис. 6). При торможении стопа почти без смещения за счет поворота мыска нажимает на педаль тормоза. Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления (рис. 1.7) или на полу перед ней.

С помощью педали подачи топлива регулируется подача горючей смеси в цилиндры двигателя. При нажатии частота вращения двигателя увеличивается, а при отпускании — уменьшается. Соответственно изменяется и скорость движения автомобиля. Води гель в зависимости от условий движения все время то нажимает, то отпускает эту педаль или держит ее в нажатом положении. Нажимать па педаль подачи топлива рекомендуется плавно, передней частью стопы с упором на каблук (рис. 1.6).

Рис. 1.7. Варианты свободного положения левой ноги водителя

Нажимая на педаль сцепления, водитель разобщает двигатель с коробкой передач, а плавно отпуская ее при трогании с места или переключении передач, соединяет двигатель и коробку передач. Включать и переключать передачи следует при полностью выжатой педали сцепления. Попытки включить передачу при включенном сцеплении приводят обычно к поломкам в узлах и агрегатах трансмиссии. При включенной передаче в коробке передач педаль сцепления необходимо отпускать (включать сцепление) всегда плавно, но быстро. При этом, чем ниже передача, включенная в коробке, тем плавнее отпускать педаль сцепления. При резком включении сцепления на трансмиссию передается ударная нагрузка, ускорение придается автомобилю рывками.

При работе с рычагом переключения передач необходимо сохранять правильное положение правой кисти на рычаге, держа ее в обхват рукоятки, и полностью включать передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Положение кисти рук при переключении передач

Стояночный тормоз необходимо включать правой рукой, держа большой палец на кнопке (рычаге) фиксатора, другие пальцы — на рукоятке тормоза. Для включения стояночного тормоза, не нажимая на кнопку фиксатора, потянуть рычаг вверх к себе до ограничения хода (при этом слышен характерный щелчок фиксатора). Для выключения стояночного тормоза потянуть дополнительно рычаг на себя, нажать кнопку фиксатора и опустить рычаг от себя до упора (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Положение правой руки на стояночном тормозе

Управляемость автомобиля

Под управляемостью понимают свойство автомобиля обеспечивать движение в направлении, заданном водителем. Управляемость автомобиля больше, чем другие его эксплуатационные свойства, связана с водителем. Для обеспечения хорошей управляемости конструктивные параметры автомобиля должны соответствовать психофизиологическим характеристикам водителя.

Управляемость автомобиля характеризуется несколькими показателями. Основные из них: предельное значение кривизны траектории при круговом движении автомобиля, предельное значение скорости изменения кривизны траектории, количество энергии, затрачиваемой на управление автомобилем, величина самопроизвольных отклонений автомобиля от заданного направления движения.

Читайте так же:  Порядок лицензирования транспортной деятельности

Управляемые колеса под воздействием неровностей дороги постоянно отклоняются от нейтрального положения. Способность управляемых колес сохранять нейтральное положение и возвращаться в него после поворота называется стабилизацией управляемых колес. Весовая стабилизация обеспечивается поперечным наклоном шкворней передней подвески. При повороте колес благодаря поперечному наклону шкворней автомобиль приподнимается, но своим весом стремиться вернуть повернутые колеса в исходное положение (рис. 5.6,а). Скоростной стабилизирующий момент обусловлен продольным наклоном шкворней. Шкворень расположен так, что его верхний конец направлен назад, а нижний вперед. Ось шкворня пересекает поверхность дороги впереди пятна контакта колеса с дорогой. Поэтому при движении автомобиля сила сопротивления качению создает стабилизирующий момент относительно оси шкворня (рис. 5.6,б). При исправном рулевом приводе и рулевом механизме после поворота автомобиля управляемые колеса и рулевое колесо должны возвращаться в нейтральное положение без участия водителя.

В рулевом механизме червяк расположен относительно ролика с небольшим перекосом. В связи с этим в среднем положении зазор между червяком и роликом минимален и близок к нулю, а при отклонении ролика и сошки в любую сторону зазор увеличивается. Поэтому при нейтральном положении колес в рулевом механизме создается повышенное трение, способствующее стабилизации колес и скоростного стабилизирующих моментов.

Неправильная регулировка рулевого механизма, большие зазоры в рулевом приводе могут стать причиной плохой стабилизации управляемых колес, причиной колебания курса автомобиля. Автомобиль с плохой стабилизацией управляемых колес самопроизвольно меняет направление движения, вследствие чего водитель вынужден непрерывно поворачивать рулевое колесо то в одну, то в другую сторону, чтобы возвратить автомобиль на свою полосу движения.

Рис. 5.6. Принцип создания весового

Плохая стабилизация управляемых колес требует значительных за-трат физической и психической энергии водителя, повышает износ шин и деталей рулевого привода.

При движении автомобиля на повороте наружные и внутренние ко-леса катятся по окружностям различного радиуса (рис. 5.7). Для того чтобы колеса катились без скольжения, их оси должны пересекаться в одной точке. Л для выполнения этого условия управляемые колеса должны поворачиваться на разные углы. Поворот колес автомобиля на разные углы обеспечивает рулевая трапеция. Наружное колесо всегда поворачивается на меньший угол, чем внутреннее, и эта разница тем больше, чем больше угол поворота колес.

Значительное влияние на поворачиваемость автомобиля оказывает эластичность шин. При действии на автомобиль боковой силы (неважно, силы инерции или бокового ветра) шины деформируются и колеса вместе с автомобилем смещаются в сторону действия боковой силы. Это смещение тем больше, чем больше боковая сила и чем выше эластичность шин. Угол между плоскостью вращения колеса и направлением его движения называется углом увода 8 (рис. 5.8).

При одинаковых углах увода передних и задних колес автомобиль сохраняет заданное направление движения, но повернут относительно него на величину угла увода. Если угол увода колес передней оси больше угла увода колес задней тележки, то при движении автомобиля на повороте он будет стремиться двигаться по дуге большего радиуса, чем та, которую задает водитель. Такое свойство автомобиля называется недостаточной поворачиваемостью.

Если угол увода колес задней оси больше угла увода колес передней оси, то при движении автомобиля на повороте он будет стремиться двигаться по дуге меньшего радиуса, чем та, которую задает водитель. Такое свойство автомобиля называется избыточной поворачиваемостью.

Поворачиваемостью автомобиля можно в некоторой степени управлять, применяя шины разной пластичности, изменяя давление в них, изменяя распределение массы автомобиля по осям (за счет размещения груза).

Рис. 5.7. Кинематика поворота автомобиля

Рис. 5.8. Схема увода колеса в следствии действия боковой силы

Автомобиль с избыточной поворачиваемостью более маневренный, но требует большего внимания и высокого профессионального мастерства от водителя. Автомобиль с недостаточной поворачиваемостью требует меньшего внимания и мастерства, но затрудняет работу водителя, так как требует поворотов рулевого колеса на большие углы.

Влияние поворачиваемости и на движение автомобиля становится заметным и существенным только на высоких скоростях.

Управляемость автомобиля зависит от технического состояния его ходовой части и рулевого управления. Уменьшение давления в одной из шин увеличивает ее сопротивление качению и уменьшает поперечную жесткость. Поэтому автомобиль со спущенной шиной постоянно отклоняемся и ее сторону. Для компенсации этого увода водитель поворачивает управляемые колеса в сторону, противоположную уводу, и колеса начинают катиться с боковым скольжением, интенсивно изнашиваясь при этом.

Износ деталей рулевого привода и шкворневого соединения приводит к образованию зазоров и возникновению произвольных колебаний колес. При больших зазорах и высокой скорости движения колебания передних колес могут быть настолько значительными, что нарушится их сцепление с дорогой.

Причиной колебания колес может явиться их дисбаланс из-за дисбаланса шины, заплатки па камере, грязи на диске колеса. Для предотвращения колебаний колес их необходимо балансировать на специальном стенде установкой на диск балансировочных грузов.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Видео (кликните для воспроизведения).

В учебном пособии изложены основные положения связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. Раскрыты роль и место водителя транспортного средства в системе обеспечения безопасности дорожного движения. Приведены статистические данные по дорожно-транспортным происшествиям; раскрыты пути, формы и методы основ управления транспортными средствами и способы повышения безопасности движения, порядок оказания первой медицинской помощи. Работа подготовлена на кафедре N 3 факультета военного обучения ПГУ и предназначена для студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса по военно-учетной специальности 560200 по дисциплине «Эксплуатация и ремонт военной автомобильной техники». Может быть полезно курсантам и преподавателям высших военно-учебных заведений, учащимся курсов подготовки водителей, специалистам по организации и безопасности движения, а также будет представлять интерес для широкого круга автолюбителей.

Тема 1. Основы безопасного управления автомобилем. Органы управления автомобилем и их использование.Рабочее место водителя

Органы управления автомобилем и их использование.Рабочее место водителя. Основные органы управления, их размещение. Правильная посадка водителя в автомобиле, регулировка сиденья, ремней безопасности, зеркал заднего вида. Положение рук на рулевом колесе и ног на педалях.Запуск, прогрев и остановка двигателя. Обзор и оценка дорожных ситуаций перед началом движения. Пользование предупредительными сигналами.Последовательность действий органами управления в начале движения, при увеличении скорости, торможении. Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке и включение заднего хода.Приемы управления рулевым колесом при изменении направления движения двумя руками, поочередно правой и левой с перехватом. Техника управления одной рукой. Анализ типичных ошибок водителя при смене направления движения. Приемы управления тормозной системой. Служебное и экстренное торможение.

Читайте так же:  Справка о состоянии материнского капитала через мфц

Способы торможения: медленное, резкое, прерывистое, ступенчатое.Вождение автомобиля в прямом направлении, его размещения на проезжей части. Остановка на обочине дороги, у стоп — линии, дорожного знака. Разворот.

Управление автомобилем в условиях ограниченных проездов. Понятие о динамических габаритах автомобиля. Начало движения с места, остановка и стоянка. Повороты направо, налево и развороты в ограниченных проездах. Движение через габаритные ворота, развороты с использованием заднего хода, движение задним ходом, маневрирование во время выполнения остановки и стоянки. Действия водителя при отработке техники преодоления косогора, холма. Выполнение правил при проезде регулируемого и нерегулируемого железнодорожного переезда.

Управление автомобилем в транспортном потоке.Размещение автомобиля на проезжей части: определение количества полос движения, выбор полосы движения, особенности движения автомобиля по разным полосам. Выбор безопасной скорости движения. Движение за автомобилем-лидером. Выбор безопасной дистанции и интервала между транспортными средствами Управление транспортными средствами в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств (автобусов, троллейбусов, трамваев), при встречном разъезде, опережении и обгоне.

Особенности проезда через мосты, эстакады, путепроводы, транспортные развязки и под ними, в тоннелях, через железнодорожные переезды (регулируемые и нерегулируемые). Оценка и прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций. Анализ типичных дорожно-транспортных происшествий.

Управление автомобилем на перекрестках и пешеходных переходах. Проезд перекрестков. Последовательность осмотра дорог при приближении к перекресткам (включая и средства регулирования движения). Управление транспортными средствами при движении через регулируемые перекрестки. Зона наибольшей безопасности. Выбор оптимальной траектории и скорости при проезде перекрестков в прямом направлении и с поворотом. Проезд пешеходных переходов.

Последовательность осмотра дорог при приближении к пешеходным переходам. Управление транспортными средствами при движении через пешеходные переходы, мимо места большого скопления пешеходов.

Особенности поведения детей, их неспособность к правильной оценке дорожных ситуаций, внезапность принятия нелогичных решений. Управление транспортными средствами в местах возможного выхода на дорогу детей (школы, детские площадки и т.д.).

Управление автомобилем в сложных дорожных условиях. Управление автомобилем в условиях бездорожья, на полевых, лесных дорогах. Движение через канавы, водные преграды. Управление автомобилем на дорогах с пониженным коэффициентом сцепления в начале движения, на поворотах, при торможении, выезда на мокрую или заснеженную обочину. Занос. Причины возникновения заноса.

Действия водителя при заносе автомобиля. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыва шин во время движения автомобиля, отрыва продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления, отрыв колеса от тормозного барабана, при отказе гидроусилителя руля.

Действия водителя при возгорании автомобиля, падении автомобиля в воду, попадании молнии в автомобиль. Выбор передачи при движении на крутых подъемах и спусках без переключения передач на труднопроходимых участках дорог. Действия водителя при выводе буксующего автомобиля, используя подручный материал, противобуксирующие средства.

[1]

Управление автомобилем в особых условиях. Буксировки механических транспортных средств. Вождение автомобиля в условиях бездорожья и горными дорогами. Движение по дорогам различного вида. Правила и приемы преодоления различных препятствий. Движение в автомобильной колонне.

Управление автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Причины, вызывающие трудности при управлении автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Управление автомобилем при движении на городских и загородных дорогах в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, пользования световыми приборами. Управление автомобилем во время тумана, снегопада, начало движения после преднамеренной или вынужденной остановки или стоянки. Действия водителя при «ослеплении». Предотвращение «ослепления».

Особенности управления легковым автомобилем с автоприцепом разрешенной массой более 750 кг.Зависимость распределения груза для управляемости автомобиля. Управляемость автомобиля с автоприцепом. Причина заноса автомобиля с автоприцепом и вывода его из заноса. Проходимость автомобиля с автоприцепом. Влияние груза на центрирование автомобиля и его устойчивость. Выбор рациональных приемов управления автомобилем с автоприцепом (плавное начало движения с места, энергичный разгон, своевременное переключение передач, использование наката) в зависимости от конкретных дорожных условий (подъемы, спуски, повороты, подъезд к перекресткам, железнодорожных переездов и т.п.). Рассмотрение рекомендаций по совершенствованию вождения автомобиля.

Техника пользования органами управления транспортного средства

Многолетние наблюдения за сотнями водителей различной квалификации позволили выработать некоторые понятия сущности техники управления автомобилем, как целенаправленные действия водителя, обеспечивающие устойчивое (с точки зрения безопасности дорожного движения) состояние системы автомобиль — водитель — дорога и оптимальное решение задач, стоящих перед ним в процессе его деятельности.

Очевидно, что в различных условиях (например, состояние проезжей части зимой и летом) и у разных водителей техника управления автомобилем будет различна (иметь варианты). Однако варианты техники управления всегда отражают по существу один оптимальный (для данного этапа знаний и опыта) общий образец — стандарт. Этот-то стандарт техники и приспосабливается каждым водителем к себе с учетом психических и двигательных возможностей и к реальной ситуации.

Разберем назначение каждого элемента техники. О посадке водителя за рулем мы уже говорили.

Для разгона на скользкой дороге, чтобы избежать заноса автомобиля, нужно пользоваться приемами плавного и переменного дросселирования. В случае заноса задней оси при разгоне необходимо применять компенсаторные руление и дросселирование, т.е. успевать поворачивать рулевое колесо в сторону заноса, уменьшая или увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя для поддержания выбранной траектории движения.

Одним из главных элементов безопасного управления автомобилем является торможение, необходимое для уменьшения скорости движения автомобиля или поддержания ее в некоторых пределах постоянной (например, при движении на спуске), остановки автомобиля и удержания его неподвижным относительно опорной поверхности. Существуют три вида торможения: частичное (для регулирования движения); полное (для остановки) и стояночное (для удержания автомобиля неподвижным).

Для торможения в автомобиле имеются устройства (системы), которые создают искусственное сопротивление движению. Следовательно, водителю для торможения автомобиля необходимо научиться пользоваться тормозными системами, гибко управлять ими, так как процесс торможения это не только создание, но, в первую очередь, изменение искусственного сопротивления движению.

Искусственное сопротивление движению автомобиля выражается прежде всего в интенсивности торможения. Так, водитель, попадая в критическую ситуацию, стремится как можно быстрее осуществить остановку или замедление движения автомобиля, применяя экстренное торможение максимальным замедлением. Оно может составлять для различных марок автомобилей 4,2. 5,8 м/с2 и более. Торможение с замедлением менее 3 м/с2 принято называть служебным. Оно составляет около 95% всех торможений. В практической деятельности опытных водителей служебные торможения не достигают замедления 2 м/с2, что обеспечивает комфорт (по замедлению) перевозки пассажиров и грузов.

Читайте так же:  Что такое камеральная таможенная проверка и как она производится

Служебное торможение осуществляется водителем при использовании основной рабочей тормозной системы автомобиля. Такое торможение обычно плавное, оно заранее прогнозируется.

Экстренное торможение выполняется водителем при помощи основной рабочей тормозной системы. В некоторых опасных ситуациях водитель может при умелом использовании стояночной тормозной системы, руления и дросселирования применять экстренное торможение боковым соскальзыванием с заносом или вращением автомобиля. Однако этот способ торможения требует от водителя большого мастерства, так как малейшая ошибка в выполнении этого маневра может привести к опрокидыванию автомобиля или выезду с полотна дороги.

При отказе в работе основной тормозной системы водитель, используя вспомогательную и стояночную тормозные системы, а также естественные и искусственные препятствия, осуществляет аварийное торможение транспортного средства. Аварийное торможение на некоторых марках автомобилей может осуществляться специальной автономной запасной системой. Кроме того, при отказе рабочей тормозной системы для остановки автомобиля водитель может применить упомянутое выше торможение боковым соскальзыванием.

Торможение автомобиля рабочей системой может выполняться пятью способами: плавным, резким, ступенчатым, прерывистым и вариативным.

Плавный способ торможения должен являться основным для водителя в его практической деятельности. Применение его гарантирует наименьшие нагрузки на узлы и агрегаты автомобиля, а следовательно, увеличивает срок его эксплуатации. При выполнении торможения этим способом на сухом покрытии водитель плавно и постепенно увеличивает усилие на педаль тормоза, не превышая интенсивность замедления, равную 2 м/с2. На скользком покрытии водитель с соблюдением тех же правил ни в коем случае не должен допустить блокировки колес, что может привести к заносу автомобиля.

Резкий способ торможения используется только для экстренного замедления (частичное торможение) движения автомобиля. Выполняя торможение этим способом, водитель резко прикладывает к педали тормоза максимальное усилие, которое должно привести к блокировке колес.

С наступлением блокировки колес водитель будет вынужден ослабить усилие на педаль тормоза для предотвращения юза и возможного заноса автомобиля, а также для увеличения эффекта торможения. Однако это будет уже другой способ торможения.

Водители, которые применяют резкий способ торможения для полной остановки автомобиля в критических ситуациях, как правило, попадают в дорожно-транспортные происшествия потому, что тормозной путь при юзе заблокированных колес значительно увеличивается. Поэтому необходимо помнить: резкий способ торможения применяется только для экстренного замедления, а не для остановки автомобиля в критической ситуации. Для полной остановки автомобиля в критических ситуациях нужно пользоваться ступенчатым способом торможения.

Заключается ступенчатый способ торможения в том, что водитель, приложив к педали тормоза значительное усилие, быстро увеличивает его, добиваясь кратковременной блокировки колес. В начальный момент блокировки колес водитель, не прекращая торможения, чуть ослабляет усилие на педали тормоза, предотвращая блокировку и возможный занос автомобиля, а затем вновь увеличивает усилие на педали тормоза, добиваясь кратковременной блокировки колес. Цикл усилий повторяется до тех пор, пока автомобиль не будет остановлен. Этот способ торможения, безусловно, может применяться и для экстренного замедления.

В практической деятельности водителей широко распространен прерывистый способ торможения, который заключается в том, что водитель периодически выполняет торможение, чередуя его с полным прекращением. Этот способ может применяться как при служебном торможении с применением плавных, постепенно увеличивающихся усилий на педали тормоза (например, выполняя торможение на скользкой дороге или при возникновении юза колес полностью предотвратить торможение, а затем возобновить), так и в случае экстренного или служебного торможения на дороге с неровностями. И, наконец, последний способ торможения — вариативный. Этот способ заключается в том, что водитель изменяет усилия на педали тормоза. Этот способ применяется в случае служебного или экстренного торможения при движении по дороге с чередующимися участками по «сцепным» качествам (например, покрытыми асфальтобетоном, щебенкой, песком, грунтовыми и т.д.).

Три следующих элемента технического мастерства (разворот, прохождение поворотов и преодоление неровностей) складываются из согласованных действий водителя при управлении органами управления автомобиля. Для осуществления поворота, разворота или преодоления неровностей водитель прежде всего должен подготовиться к их выполнению. Подготовка к этим и вообще любым маневрам заключается в том, что водитель должен оценить условия, в которых они будут выполняться.

На основе оценки информации водитель подготавливает решение о возможных действиях и выбирает, на его взгляд, наиболее рациональные для сложившихся условий. Затем он приступает к реализации принятого решения. Прежде всего решение реализуется в динамике и направлении движения автомобиля. Водитель задает безопасную скорость прохождения поворота (осуществление разворота, преодоления неровностей) и оптимальную траекторию движения. Причем безопасная скорость для каждого конкретного водителя и конкретных условий будет своя. Безопасная скорость для опытного водителя может оказаться опасной для новичка.

При выполнении поворотов, разворотов и преодолении неровностей важна скорость подхода к элементу, которую определяет скорость движения и скорость выхода из него. Например, можно подойти к Т-образному перекрестку на скорости 90 км/ч, а вот удастся ли после поворота остаться на дороге — проблематично. Следовательно, оценивая информацию, принимая и реализуя решение, водитель задает прежде всего безопасную скорость подхода к повороту (развороту, препятствию). Скорость задается при помощи дросселирования или торможения. Одновременно с этим водитель намечает траекторию движения автомобиля и при помощи рулевого управления занимает оптимальное при создавшихся условиях положение на проезжей части дороги.
Следующий этап прохождения поворота (разворота, неровностей) — вход в него. Он всегда осуществляется как новое изменение режима движения или траектории движения автомобиля относительно подхода. При правильном выполнении поворота или разворота — это начало поворота рулевого колеса и уменьшение или увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя. При преодолении неровностей — увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя, а при необходимости — изменение траектории движения.

Завершающая фаза при прохождении поворотов, разворотов и неровностей — выход из них. Выход — это всегда новые условия и режим движения автомобиля. Оценивая новую обстановку, водитель избирает новую тактику движения; увеличивает или уменьшает скорость, выбирает безопасную дистанцию и интервалы между автомобилями.

Мы рассказали об основных технических приемах безопасного управления автомобилем. Мастерство водителя состоит, безусловно, из большого набора элементов, в том числе «чувства» блокировки и пробуксовки колес, начала заноса и управляемого заноса, габаритов транспортных средств и т.п. В последующем для конфетных ситуаций некоторые комплексы технических приемов будут конкретизированы.

Читайте так же:  Материнский капитал покупка недвижимости у родственников

Методическая разработка урока вождения автомобиля на тему»«Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».
методическая разработка на тему

Данный материал может быть использован мастерами производственного обучения по вождению грузового автомобиля.

Вложение Размер
urok_no1.docx 25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

Ладожский многопрофильный техникум

Методическая разработка урока производственного обучения

по вождению автомобиля категории «С»

на тему : «Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».

Выполнил мастер п/о Толстяков М.Н.

Зам. по УПР Трухонина Т.В.

Урок производственного обучения

по вождению автомобиля категории «С»

на тему : «Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».

Тема №1. Начальное вождение.

Тема урока: «Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».

Цели: познакомить студентов с правилами посадки в автомобиль, органами управления и приборами сигнализации, научить работать с ними, маневрировать в установленных габаритах,

развивать умения двойного выжима, навыки в работе с рычагом коробки передач,

воспитывать любовь к избранной профессии, потребность прочных знаний и умений, чувство ответственности.

Оборудование: автомобиль ГАЗ 3307, комплект инструмента, обтирочный материал, заправочный инвентарь.

[3]

Межпредметные связи: «Теоретическая подготовка водителей автомобилей»

«Основы законодательства в сфере дорожного движения»

Метод проведения: практическое вождение.

— проверка наличия у студента спецодежды, индивидуальной книжки учета вождения

— беседа о состоянии здоровья студента

1. Определение темы и целей занятия.

2.Устный опрос по ранее изученному теоретическому обучению:

Что должен знать начинающий водитель, прежде чем сесть за руль автомобиля?

Что такое ЕТО и какова последовательность его проведения?

Назначение педалей автомобиля, коробки передач?

3.Инструктаж по технике безопасности при работе с автомобилем

4.Объяснение мастером п/о темы урока.

а)данная тема требует решения трех задач: — посадка студента на место водителя, положение за рулем и выход из него,

-ознакомление с расположением и назначением органов управления и контрольно-измерительных приборов, пользование ими,

— тренировка в трогании с места, переключении передач с нижней на высшую и торможение рабочим тормозом при неработающем двигателе.

На уроке наибольшее внимание отведем решению 2-ой и 3-ей задач.

б)демонстрация мастером по правил посадки, нахождения за рулем и выхода из автомобиля (последовательность операций, требования к правильной посадке- основа избежания утомляемости, подгонка сиденья, положение рук)

в)объяснение расположения и назначения органов управления и контрольно-измерительных приборов

г)демонстрация переключения передач с двойным выключением сцепления

Отработка студентом поставленных задач и операций под постоянным контролем мастера по. (Проведение ЕТО

Посадка в автомобиль и нахождение за рулем

Выход из автомобиля.

Студенту дается возможность 3 раза повторить данные упражнения.

При этом мастер предупреждает возможные ошибки: неправильное положение рук на рулевом колесе, отрыв корпуса тела от спинки сиденья и наклон вперед)

Работа с органами управления

Работа с контрольно-измерительными приборами

Мастер по контролирует работу студента и предупреждает возможные ошибки: неплавное включение сцепления, резкое нажатие на педаль, нарушение последовательности включения передач, резкое нажатие на педаль тормоза, нахождение левой ноги на педали сцепления после того, как оно включено полностью.

Студент имеет возможность 3 раза отработать данные упражнения.

1.Анализ мастером по качества выполнения заданий с указанием на допущенные ошибки.

2.Повторная демонстрация мастером правильности выполнения заданий.

3.Контрольное выполнение студентом любого упражнения (по указанию мастера).

4.Ответы мастера на вопросы студента.

5.Выставление оценок в индивидуальную книжку учета вождения.

6.Задание на следующее занятие.

Анализ урока производственного обучения

«Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».

Урок проведен в соответствии с требованиями методики и педагогики.

Соблюдены все структурные компоненты урока производственного обучения, рационально распределено время по этапам урока, что позволило мастеру реализовать все поставленные задачи и цели.

Проведенный урок свидетельствует о том, что Толстяков М.Н. тщательно готовится к занятию, учитывая индивидуальные особенности студента, погодные условия, в хорошем техническом состоянии содержит автомобиль. Мастер безупречно знает материал урока, последовательно, полно и доступно излагает его и правильно демонстрирует выполнение упражнений.

На данном уроке используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Серьезное внимание уделено сохранению здоровья студента: чередуются практические занятия и устный опрос, тренировочные и контрольные упражнения. При проведении инструктажа по технике безопасности мастер также старается максимально опросить студента.

Прослеживаются внутрипредметные и межпредметные связи (особенно по устройству автомобилей). Мастер большое внимание уделяет не только формированию практических умений и навыков, но и воспитанию бережного отношения к автомобилю, любви к избранной профессии, формированию потребностей в глубоком изучении теории и прочных практических навыков.

Все это позволяет сделать вывод, что урок цели достиг.

Зам. по УПР ГБПОУ КК ЛМТ: Трухонина Т.В.

Ознакомлен: Толстяков М.Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе представлена разработка открытого урока английского языка с подробным описанием всех его этапов: приветствие, фонетическая зарядка, отработка лексики и грамматики.

В данной работе представлена разработка открытого урока английского языка с подробным описанием всех его этапов: приветствие, фонетическая зарядка, отработка лексики и грамматики.

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок.

Работая в режиме технологии критического мышления преподаватель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение — в продвижение от незнания к знанию — .

Представлена методическая разработка урока производственного обучения с применением здоровьесберегающих технологий, что очень важно при обучении вождению. Уроки вождения- сложные; чтобы снизить утомля.

Уроки производственного обучения вождению автомобиля- сложные. Чтобы снизить утомляемость студента, чередую формы и методы работы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разработку можно использовать для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме «Уроки победы: герои моряки».

Источники


  1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.

  2. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.

  3. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
Техника пользования органами управления транспортного средства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here